Яндекс.Эксперименты. Как поисковик превратился в экосистему и что это такое
24 мая 2011 года сооснователь российского поисковика «Яндекс» Аркадий Волож покинул здание биржи NASDAQ на Times Square в Нью-Йорке долларовым миллиардером. Размещение акций компании, которую он с Ильей Сегаловичем создавал почти 20 лет, прошло по верхней границе ценового диапазона. Инвесторы были в восторге от их детища: в ходе IPO его оценили в $8 млрд. В первый же день торгов акции подорожали на 55%. «Яндекс» и его владельцы привлекли $1,3 млрд — это был второй после IPO Google результат для интернет-компаний.
Самый популярный поисковик России (на него приходилось 64% запросов россиян в интернете) зарабатывал на рынке интернет-рекламы. В 2010 году его объем составил 27 млрд рублей, а в 2017-м — уже 166,3 млрд рублей. Но вот уже несколько лет интернет-рекламы для развития компании недостаточно. «Яндекс» стал уступать Google долю в российском поиске. «Ту компанию, которая провела IPO, построило мое поколение менеджмента — «старички», которым уже под 50 лет, — рассуждает в интервью Forbes 54-летний создатель «Яндекса». — И они уже свое большое дело в жизни сделали и свое заработали. Следующее поколение менеджеров должно двигать компанию дальше». После IPO среди сотрудников «Яндекса» оказалось 132 долларовых миллионера.
Каким Волож видит «Яндекс» следующего поколения? Это уже, конечно, не только и не столько поисковик, а скорее экосистема, где вырастают новые сервисы и бизнесы, которые начинают подпитывать весь этот организм не только финансово, но и технологически. На первый взгляд, Google делает то же самое. Однако 41-летний директор по технологиям «Яндекса» Михаил Парахин такое сравнение с ходу отвергает: «Мы все время объясняем инвесторам, что мы не Google of Russia, а Кремниевая долина или даже все Западное побережье. «Яндекс» — это такая агломерация Amazon, Google, Uber. У Google есть поиск, но нет ретейла и такси. У нас нет YouTube, но есть «Такси», «Музыка», «Авто.ру» и т. д.».
Волож уверен, что без трансформации компания застряла бы, стагнировала и ничего бы не стоила. Конечно, он преувеличивает. «Яндекс» по-прежнему зарабатывает на своей изначальной рекламной модели: 84 млрд из 94,1 млрд рублей выручки компании в 2017 году принес поиск. Но новые сервисы, такие как классифайды и такси, растут со скоростью 60% и даже 111% в год (соответственно). На NASDAQ «Яндекс» стоит $11 млрд, и примерно треть этой капитализации, по оценке Воложа, уже приходится на «Яндекс.Такси», «Яндекс.Маркет» и др. Менеджеры этих сервисов и новых экспериментов «Яндекса» отлично мотивированы и готовы работать круглосуточно. Forbes выяснял, как Волож выращивает новое поколение миллионеров «Яндекса».
Взаимное обогащение
Экосистема «Яндекса» в понимании Воложа — это что-то вроде платформы для полета на Марс, но не с Земли, а уже с орбиты. Для разработки современных сервисов нужна серьезная инфраструктура — огромные дата-центры, куча машин и сотрудники. Если сервис делают не пять, а 50 или тем более 500 человек, нужно средство разработки, которое позволяет им каждый день скоординировано разрабатывать один софт. У «Яндекса» есть такие возможности.
Инфраструктуру новых проектов не нужно разрабатывать с нуля: когда запускается очередной сервис, все имеющиеся в компании технологии находятся в распоряжении внутреннего стартапа. Например, когда сервису «Яндекс.Дзен» понадобилась система рекомендаций, движок и весь machine learning взяли у «Яндекс.Музыки». Каршеринг «Драйв» пользуется картами «Яндекса», а голосовой помощник «Алиса» легко встраивается в навигатор, поисковое приложение и браузер. Эта технологическая платформа значительно лучше Open Source, уверяет Волож. «Есть и другие компоненты экосистемы, которые мы распространяем внутри всех этих компаний: бренд, бэк-офис, рекламная сеть», — рассказывает операционный директор компании Грег Абовский.
В самом начале в стартапе работает пара десятков человек, и им не нужно нанимать юристов или бухгалтеров, у них есть бухгалтерия и юридический отдел «Яндекса». Или, например, стартапу надо за два месяца нанять 50 человек. HR «Яндекса», который, по словам Воложа, способен набирать по нескольку тысяч сотрудников в год, им в этом поможет. Благодаря единому логину стартапу не нужно уговаривать 10 млн человек регистрировать у себя кредитную карту, люди уже привязали свои карты к логину на «Яндексе», когда ездили на «Такси», покупали билеты на «Афише» или фотоаппарат на «Маркете». У «Яндекса» есть трафик, и он может рекламировать новый сервис на своих ресурсах. И, конечно, у него есть узнаваемый бренд. Когда «Яндекс» что-то запускает, это привлекает внимание.
«Нашим внутренним стартапам начинать в экосистеме чуть легче, чем совсем с нуля, — резюмирует Волож — Они взлетают с довольно высокой платформы, с ненулевого уровня». Парахин даже говорит, что многие компании готовы с «Яндексом» что-нибудь сделать вместе — хоть «яичницу пожарить», потому что «вероятность успеха сильно выше».
Но главным бизнесом «Яндекса» всегда был поиск, хотя некоторые из идей, которые кипят в «бульоне» экосистемы, можно было бы превратить в большую самостоятельную компанию. «Вопрос, который перед нами стоял, звучал так: как создать условия, которые позволят этим идеям превратиться в большие бизнесы? — вспоминает Абовский. — Варианты: мы недостаточно быстро бежим, даем недостаточно ресурсов этим командам, мы не привязываем мотивацию этих людей к успехам в их конкретном бизнесе, начинании, проекте и т. д.».
Для начала нужно было классифицировать существующие проекты внутри «Яндекса». Были бизнесы, которые явно отличались от поиска, — «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Такси», «Медиасервисы» и «Вертикали» (классифайды). На обсуждение новой структуры у совета директоров ушел год: что делать с людьми, с зарплатами, с переходом сотрудников из одной команды в другую? «Большой вопрос касался программы мотивации людей. Когда и что им выделяется? Это опционы? Это акции? Когда они могут их превратить в деньги, по какой механике?» — рассказывает Абовский.
«И когда в «Яндексе» появились первые бизнес-юниты со своими руководителями, мы стали наблюдать за этим и подумали: хорошо бы не только растить бизнес-юниты, но и увеличивать их количество», — рассказывает директор по управлению персоналом «Яндекса» Елена Бунина. Компания всегда запускала множество разных сервисов, объясняет Волож: «Что-то из этого прорастало. Но много сервисов и закрыто, их уже никто и не помнит. Помнят только то, что выжило. У нас всегда была такая система: получилось — докидываем ресурсов, растем, не получилось — закрываем». Но сейчас в «Яндексе» это узаконили и поставили на поток через систему экспериментов.
Внутренние стартапы
О новой системе экспериментов руководители «Яндекса» рассказали сотрудникам на большом собрании. В изложении Воложа и Буниной она выглядит так. У какого-то человека внутри «Яндекса» или даже снаружи появляется идея, и ему удается заразить ею соседа по офису или коллегу в столовой. В свободное время они делают прототип. Дальше, когда видно, что из прототипа появляется что-то интересное, можно прийти в комитет по экспериментам с «горящими глазами» и «заявить эксперимент».
Его оценивает «группа из четырех товарищей». Если двое голосуют за, человек становится на «конвейер эксперимента» длиной в два года. Теперь это основная работа экспериментатора. Он получает команду, маленький бюджет, необходимые ресурсы, серверы и т. д. Через полгода проходит review эксперимента, и опять двух голосов достаточно для продолжения. В первый год, как правило, ничего не поймешь, отмечает Бунина, «остается только поверить этим горящим глазам».
Еще через полгода следующее review, и для продолжения уже нужно три голоса. Еще полгода — снова три голоса. Такие «экзамены» проводятся до четырех раз. В результате стартапер должен показать, что у него есть бизнес-модель. По истечении двух лет эксперимент либо закрывают, потому что он никуда не годится, либо продолжают в виде сервиса для готового бизнеса или как отдельный бизнес. Множество экспериментов в конце концов закрыли, рассказывает Волож. Сейчас у компании десяток-полтора разных экспериментов. Чуть ли не каждую неделю какой-то рассматривается.
Практически идеальный эксперимент был с «Драйвом» — новым каршеринговым сервисом «Яндекса», рассказывает Абовский. Однажды менеджер по продукту «Яндекс.Карты» Антон Рязанов загорелся идеей создать каршеринг, потому что сам им пользовался. В свободное от работы время со своими знакомыми, коллегами из «Карт» этот «талантливый и амбициозный парень» занялся изучением рынка. «Поговорил, кажется, с миллионом людей, чтобы все это собрать. Построил бизнес-модель, создал презентацию и пришел ко мне, Аркадию, Саше Шульгину. За мои 5,5 лет в «Яндексе» это была одна из самых лучших, глубоко проработанных, структурированных презентаций», — восхищается Абовский.
Чем он их подкупил? Рязанов пообещал обеспечить доступность автомобилей для пользователей в пяти минутах ходьбы. Кроме того, он сказал, что в каждой машине будет стоять «Яндекс.Авто» — платформа для автомобилей, которая дает доступ к голосовому управлению, навигатору, картам, погоде, музыке и т. д. «Когда они это излагали, это казалось абсолютной магией, — улыбается Абовский. — В ближайшее время все будет выглядеть так: ты находишь машину в пяти минутах ходьбы от тебя или даже менее. Ты ее можешь зарезервировать, открыть, прогреть — все из своего смартфона. Когда ты сел в машину, она может тебя поприветствовать. В навигатор загружены все твои точки («дом — работа»). Подгружается твоя «Яндекс.Музыка» — твои плей-листы или «Яндекс.Радио». Ты садишься и едешь».
Первая презентация была осенью 2017 года, в декабре запустили внутреннюю бета-версию для сотрудников «Яндекса», а в феврале «выкатили» ее на пользователей. Дальше у «Драйва», кроме закрытия, есть два пути — стать отдельным бизнесом или присоединиться к уже существующему сервису, например, «Такси». «Посмотрим, как будет развиваться, и решим. Пока результаты, конечно, очень бодрят, — доволен Абовский. — Ребята действительно работают день и ночь. Это не наш цифровой бизнес, где можно сидеть где-то в «облаках» и торговать трафиком. Это работа «в полях»: аварии, штрафы, угоны, заправки».
Рассказ Абовского о «Яндекс.Драйве» и есть экосистема «Яндекса» в действии: все это можно сделать, если ты в ней. Когда запускали «Яндекс.Такси», такой системы встроенных экспериментов еще не было, вспоминает Волож. «Выжил бы он [при системе экспериментов] или нет, неизвестно», — смеется он. Но сейчас в экосистеме «Яндекса» это первый сервис, выделившийся в отдельную компанию, и самый быстрорастущий из всех бизнесов холдинга.
Путь к независимости
«Яндекс.Такси» де-юре и де-факто придумал Лев Волож, сын Аркадия. Он пришел с этой идеей в конце 2010-го или в начале 2011 года к Тиграну Худавердяну, который тогда руководил в «Яндексе» созданием мобильных и десктопных приложений, и тому презентация понравилась.
При этом ради справедливости нужно заметить, рассказывает 36-летний Худавердян, который теперь возглавляет «Яндекс.Такси», что вообще об этой идее много говорили другие менеджеры «Яндекса». В том или ином виде она витала в воздухе еще в начале нулевых и даже обсуждалась, но тогда еще невозможно было представить, как оцифровать всех водителей: не было такого проникновения смартфонов, распространения GPS и интернета — люди просто поднимали руку на улице и ловили машину.
Худавердян вспоминает, как на одной из встреч по «Такси» обсуждали, что делать, если водитель застрелит пассажира. «Такого не было еще ни разу, но страх был сильный, и это казалось реалистичным», — вспоминает он. Поэтому первоначально подход к сервису был бутиковый, и связано это было именно с безопасностью, ведь «нужно было придумать хоть какой-нибудь способ защитить людей»: договаривались с таксопарками, которыми сами пользовались, перенаправляли им вызовы. Но потом поняли, что «ни название диспетчерской службы, ни название таксопарка не отражает качество и безопасность». О существовании Uber и других будущих конкурентов узнали уже в процессе обдумывания идеи. Правда, тогда Uber был сфокусирован исключительно на лимузин-сервисе в Сан-Франциско.
Проект шел тяжело. «Такси» стал первым сервисом «Яндекса», который хоть как-то соприкасался с реальным миром, обремененным «шлейфом разных историй, в том числе криминальных». Первая версия приложения была плохого качества: часто водители не приезжали, заказы пропадали. И тогда кто-то из менеджеров «Яндекса» предложил закрыть проект — пусть лучше команда займется чем-то более полезным. «В нашей корпоративной культуре привычно в чем-то сомневаться, нет «священных коров». Периодически мы задаем себе вопрос: а нужно ли этим вообще заниматься?» — рассказывает Абовский.
Постоянная рефлексия — это хорошо, согласен Худавердян, но тогда он предложил дать проекту еще полгода. А осенью 2014 года решили отправить его в самостоятельное плавание, и началась постепенная трансформация обычного отдела внутри «Яндекса» в отдельную компанию. Как это произошло? По словам гендиректора компании, в работе, как и в жизни, очень много держится на игре, на каких-то моделях. «Создаются какие-то правила: выключается свет, все надеваем что-то и теперь так бежим. Это делает работу более интересной и мотивирует команду, — рассказывает Худавердян. — И в какой-то момент Саша Шульгин и Грег Абовский догадались, что надо придумать правила игры и дать возможность команде поиграть в эту игру. Чтобы придать ускорение, нужно создать какие-то спецусловия».
Что это за условия? Топ-менеджеры компании становятся совладельцами того бизнеса, которым они занимаются: они должны вложить в проект собственные деньги, но взамен получают опционы, рассказывает Волож. По словам Абовского, получив самостоятельность и вложив собственные деньги, менеджеры «Такси» начали бежать намного быстрее, стали более ориентированы на пользователей.
«Яндекс.Такси» начал серьезно работать над самим приложением, качеством поддержки. Сразу после запуска доходило до смешного: например, не было оплаты картой. «Почему? Людям, наверное, это не надо. А почему им не надо? Кто так решил? В какой-то момент, конечно, ввели оплату картой, и полетело, — вспоминает Абовский. — Или, скажем, другой пример: у нас раньше нельзя было заказать такси на сейчас — только минимум через 15 минут. Почему? А если я хочу машину прямо сейчас?»
Потом начали агрессивно снижать цену. Минималка составляла 299 рублей, и это делало такси в Москве дороже такси в Нью-Йорке или Лондоне, хотя средняя заработная плата россиян ниже, чем американцев. И тогда в «Яндексе» начали задаваться вопросом: а почему, собственно, дороже? «И в какой-то момент пришло озарение, — говорит Абовский. — В принципе водителю не особенно важно, сколько он зарабатывает за каждую конкретную поездку. Ему важнее, сколько он заработает за день (за смену). Отлично! Если снизить цену на 60%, то, конечно, появится больше спроса, а для водителя ничего не изменится». Водители считают иначе, с 2014 года они критикуют тарифную политику агрегатора и периодически проводят забастовки, отказываясь выходить на линии. В 2016 году водители пожаловались премьер-министру Дмитрию Медведеву, что «Яндекс.Такси» навязывает им «монопольно низкие цены». Пассажиров же волнует не только тариф, но и безопасность, а обеспечить ее круглосуточно работающий водитель не в состоянии.
Подстегивала и конкуренция с Uber, который отказался от первоначальной модели лимузин-сервиса и ворвался на российский рынок. В 2016-м и первой половине 2017 года многие не верили, что «Яндекс» может хоть как-то конкурировать с Uber. Считали, что Uber — это непобедимая глыба, которая снесет все на своем пути, и ничего от «Яндекс.Такси» не останется. «Нам удалось доказать обратное. Но это требовало огромных усилий», — признает Абовский.
Летом 2017 года Uber и «Яндекс. Такси» объединили свои бизнесы и сервисы в России и еще нескольких странах СНГ. Сегодня у объединенной компании около $400 млн на счетах и свой совет директоров, в который входят представители «Яндекса» и Uber. Менеджмент хочет тратить деньги на разработку технологий для беспилотных машин. Контроль остался у «Яндекса», Uber принадлежит 36,9%.
Еще несколько сервисов «Яндекса» работают при участии партнеров. В «Яндекс.Маркете» со Сбербанком — по 45%, оставшиеся 10% зарезервированы на опционный фонд для менеджмента. Сбербанк вложил в проект 30 млрд рублей. Как и у «Такси», у «Яндекс.Маркета» своя отчетность и счета. Партнерство со Сбербанком поможет в продвижении, в повышении доверия к сервису и в платежах, считает Абовский. Есть шансы стать самостоятельным и у «Яндекс.Дзена», с 350 млн рублей выручки ежемесячно и ростом на 100% в год.
Дорога к миллионам
«Игра с выделением в отдельную компанию дала ощущение свободы, — рассуждает Худавердян. — Свобода, если есть предпринимательский дух, выражается отчасти в пиратстве — в хорошем смысле слова: теперь у нас свое государство, свой остров, там будем сеять свою картошку. Я считаю важным, чтобы в компании дух такого пиратства сохранялся». Возможность попробовать себя в качестве бизнесмена, не увольняясь из компании, стала для него самого одним из аргументов в пользу того, чтобы заняться «Яндекс.Такси».
Но, конечно, независимость и свобода — понятия относительные, уточняет Худавердян. Например, «Яндекс. Такси» пользуется офисом головной компании на ул. Льва Толстого, который обслуживается отдельным департаментом. За возможность не отвлекаться на закупку кофе и обустройство офиса, за пользование технологиями и инфраструктурой «Яндекса» «Такси», как и другие бизнес-юниты, платит фиксированный роялти (его размер собеседники Forbes не раскрывают). «Между «Яндексом» и «Яндекс.Такси» есть коммерческие взаимоотношения», — говорит Худавердян.
Есть и еще одно условие независимо от уровня самостоятельности, формы собственности и состава участников: все бизнесы должны остаться в экосистеме «Яндекса». «И это первое, что мы прописываем, когда делаем совместное предприятие, — объясняет Волож. — Мы помогаем им и раскручиваем всей своей экосистемой, но то, что построится в результате, должно помогать всему остальному». Почему менеджеры разных проектов не конкурируют, а помогают друг другу?
Система мотивации в «Яндексе» устроена так, что у менеджмента есть заинтересованность в продукте в целом, рассказывает создатель «Яндекса». Стоимость каждого бизнес-юнита можно посчитать с учетом его места в экосистеме, и тогда менеджеры получат дополнительную компенсацию в виде виртуальных акций своего бизнеса. «Когда мы всю эту систему придумали, — рассказывает Абовский, — мы договорились, что будем с регулярностью проводить внешнюю оценку этого бизнеса. Ведь мы хотели сделать долгосрочную систему мотивации — не для того, чтобы человек поработал полгода, получил свои деньги и свалил, а чтобы он посвятил этому делу много-много лет».
Человек должен проработать 6,5 лет, чтобы полностью реализовать свой пакет. Есть также определенные «окна», в которые он может предложить акции на выкуп самому «Яндексу» по независимой оценке. Но Воложу больше нравится, когда менеджеры конвертируют свои виртуальные акции в реальные акции головной компании: «Мы хотим, чтобы люди, которые развивают эти отдельные компании, эксперименты, бизнес-юниты, были отдельными, независимыми, с собственной инициативой, но помнили о базе. Чтобы они брали из экосистемы, но и возвращали в экосистему». Парахин это подтверждает: «Мне, как владельцу акций «Яндекса», успех Тиграна настолько же выгоден, как и успех «Авто.ру».