Приложение без фильтров: станет ли Dispo новым Instagram для зумеров
Dispo — молодая соцсеть, которая вслед за Clubhouse оказалась в центре внимания пользователей и инвесторов. Публичный бета-тест приложения стартовал 19 февраля, а уже в конце февраля Dispo вышло на четвертое место по популярности в американском App Store.
В октябре прошлого года Dispo привлекла $4 млн от группы инвесторов во главе с венчурным фондом Seven Seven Six сооснователя популярной платформы для общения Reddit Алексиса Оханиана. В феврале этого года Dispo привлекла еще $20 млн в раунде, который возглавил венчурный фонд Spark Capital, писало издание Axios. Оценка стартапа превысила $200 млн. А издание The Information незадолго до публикации Axios сообщило об интересе к стартапу со стороны крупных фондов Sequoia, Benchmark и Andreessen Horowitz. В портфеле последнего, кстати, есть и Clubhouse.
Как придумали Dispo
Придумал Dispo 24-летний YouTube-блогер Дэвид Добрик. Он родился в Словакии, когда ему было шесть лет, семья переехала в США. Добрик снимает видеоблоги и юмористические видео. Популярность пришла к нему на платформе Vine для публикации коротких видео. Одно из самых популярных видео — женитьба на матери своего друга — набрало более 13,5 млн просмотров на YouTube (брак продлился месяц). По состоянию на март 2021 года на канал Добрика подписаны 18,8 млн человек.
Идея приложения возникла так. У друзей Добрика дома было много дешевых одноразовых пленочных фотоаппаратов. На вечеринках гости делали много фотографий, а утром просматривали их, пытаясь вспомнить, что произошло. Этот процесс и сами снимки понравились Добрику. В июне 2019 года он создал отдельный аккаунт в Instagram для публикации фото с пленочных фотоаппаратов, число подписчиков которого быстро перевалило за миллион. Ему даже стали подражать другие знаменитости: похожий аккаунт создала, например, модель Джиджи Хадид.
Приложение за $160 млрд: сможет ли сервис Kuaishou после одного из крупнейших IPO победить TikTok
В декабре 2019 года Добрик выпустил приложение David’s Disposable (Disposable — «одноразовый»). С его помощью пользователи могли делать ретро-снимки, ждать ночью их «проявления» как у реальных пленочных фотографий, а на утро эти снимки публиковались. В течение следующего года приложение превратилось в полноценную соцсеть Dispo.
Dispo пока доступно только на iOS, но версию для Android планируют выпустить в этом году. Чтобы попасть в Dispo, нужно иметь приглашение от его пользователя — каждому выдается всего по 20 инвайтов.
В чем отличие этой соцсети от остальных
Фото публикуются автоматически и только на следующий день, в 9:00 утра. Перед публикацией их нельзя ни отредактировать, ни посмотреть, ни даже подписать. На снимок накладывается автоматический фильтр как у фотографий на одноразовых пленочных камерах. В итоге получаются более аутентичные и реальные фотографии, не такие идеальные как те, что привыкли видеть пользователи в Instagram.
Кроме того, фотографии группируются по темам в «пленки», которые можно сделать общедоступными. Пользователь может разместить фото либо в собственной ленте, либо в общей «пленке». Пользователь видит только «пленки», на которые он подписан, в отличие от того же Instagram. Например, пользователи, которые участвовали в одной вечеринке или присутствовали на каком-то одном событии, могут создать общий альбом, в которым будут добавлять фотографии вместе. Таким образом, благодаря «пленкам» Dispo становится соцсетью.
Как и в Instagram можно подписываться на других пользователей, ставить лайки, комментировать фото. Но отправлять сообщения другим пользователям нельзя. В отличие от других социальных сетей Dispo не подключается к Facebook или другим приложениям, чтобы рекомендовать друзей. Чтобы найти того, за кем хочется следить, его придется найти.
Есть ли у Dispo перспективы
Dispo в чем-то похоже на Clubhouse. Например, говорит основатель и гендиректор Parodist Владимир Свешников, доступ к бета-версии только по инвайтам, что искусственно создает дефицит продукта. К такому приему прибегают сейчас многие стартапы, подчеркивает эксперт.
Инвайт одобрения: какие социальные триггеры помогли Clubhouse набрать миллионы пользователей
Второе — это продвижение через селебрити, продолжает он. У Clubhouse — это миллиардер Илон Маск и другие лидеры IT-индустрии, которых помог привлечь на раннем этапе инвестор приложения фонд Andreessen Horowitz. У Dispo таким селебрити является сам Дэвид Добрик с его миллионами подписчиков.
Но Clubhouse и Dispo все-таки решают разные задачи, считает Свешников: «Clubhouse решает проблему недостатка общения, что особенно стало актуально в пандемию и с развитием удаленной работы, а Dispo — это больше про закрытие потребности молодой аудитории в своем собственном Instagram». О том, что Dispo старается привлечь именно молодую аудиторию, выросшую со смартфонами, писало издание The Information.
В значительной степени интерес к приложению обусловлен его относительной «молодостью», считает Свешников: выросло новое поколение, которому сложно пробиться в Instagram, так как там аудитория уже сформирована. «Им сложно быстро набрать подписчиков и проявить себя, конкурируя с условной Ким Кардашьян. А такие продукты как TikTok и Dispo — это как раз возможность быстро сделать виральный контент и стать успешным блогером, за счет того, что платформы новые и на них еще никого из селебов нет», — объясняет Свешников.
В пример он приводит американского блогера Чарли Дамелио, которую The New York Times назвал «правящей королевой TikTok»: на этой платформе она собрала более 100 млн подписчиков, тогда как в Instagram у нее все еще меньше 40 млн. Фича с «обработкой» фото и отсутствием фильтров хорошо вписывается в общую продуктовую концепцию и позволяет еще больше отстроиться от Instagram, который у многих ассоциируется с фильтрами и красивыми картинками, а не с реальностью, рассуждает он.