К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мифы о финтехе: сколько можно заработать на «банках для миллениалов»

Фото Jason Briscoe / Unsplash
Фото Jason Briscoe / Unsplash
К 2025 году объем глобального финтех-рынка превысит $300 млрд, однако эту сферу по-прежнему окружает множество мифов. Например, что финтех-компании ненадежны, и их аудитория — исключительно миллениалы. Воспринимать финтех таким образом — значит, недооценивать рынок, а для инвесторов — лишать себя внушительных прибылей, считает управляющий партнер UFG Wealth Management Оксана Кучура

Финансовые и политические кризисы последних десятилетий полностью изменили лицо банковской индустрии. Регуляторы требуют от банков бороться с отмыванием денег, уклонением от налогов и финансированием терроризма. Банки идут двумя путями: нанимают огромный  штат, перекладывая затраты на клиентов в виде комиссий, или просто закрывают счета при возникновении малейших вопросов. Клиенты в итоге вынуждены собирать пачки документов для простейших операций: открытия счета для оплаты коммунальных услуг или переводов членам семьи.

Невероятные темпы роста так называемых необанков иллюстрируют глубину потребительского отчаяния в отношении традиционных банков. Одна из крупнейших и, наверное, самая известная в Европе финтех-компания Revolut, начинавшая с 200 000 пользователей в 2016-м, в этом году перешла отметку 12 млн пользователей. Для сравнения: у одного из крупнейших банков Великобритании, RBS, в прошлом году было 19 млн пользователей. Revоlut начинал с незатейливой концепции предоплаченной дебетовой карты с дешевой мультивалютной конвертацией и со временем эволюционировал в невероятно удобную финансовую платформу с признаками социальной сети.

С необанками, финтех-компаниями связано много мифов. Такие сервисы часто считают ненадежными и ориентированными на узкую аудиторию.

 

Банк для миллениалов. Самый популярный миф: финтех-компании ориентируются только на молодую аудиторию, которая активно пользуется цифровыми сервисами. Это действительно важный сегмент для финтеха. Но воспринимать его как игрушку для миллениалов значит недооценивать рынок.

В Европе и США у финтех-компаний клиенты разного возраста, образования и профессии, в том числе люди с высоким уровнем дохода, которые хотят получить эффективный сервис. По данным Capgemini, 70% пользователей предпочитают необанки из-за низких комиссий, 68% — из-за простоты использования, а 54% — из-за скорости обслуживания.

 

Ненадежность. Развитие финтех-рынка сравнивают с бумом доткомов 20 лет назад и прогнозируют появление нового пузыря на рынке. История с Wirecard обострила дискуссию: немецкая компания была одним из лидеров глобального финтех-рынка и обходила по капитализации Deutsche Bank. Однако в июне аудиторы обнаружили у нее недостачу €2 млрд. Но банкротства регулярно происходят и в традиционном банковском секторе. Кризисы последних десятилетий стерли имена нескольких старейших банков, а громкие спасения падающих банков деньгами налогоплательщиков не раз вызывали волну возмущения. По данным CB Insights, с 2018 года ни один из 250 перспективных финтех-стартапов не прекратил существования.

За это время только в США перестали работать шесть банков. Конечно, традиционные банки предлагают больше гарантий. Но мы видим, что сегодня пользователи готовы жертвовать безопасностью ради удобного сервиса. Помните первые шаги интернет-магазинов 20 лет назад? «Как можно покупать вещи по интернету? А какие гарантии, что посылку доставят?» Сегодня онлайн-шопинг стал обыденным явлением, а Amazon бьется с Walmart за верхнюю строку в рейтинге крупнейших компаний. Необанки и финтех — это начало новой реальности, открывающее возможности для инвесторов.

Перспективные финтех-стартапы без труда собирают капитал на первичных раундах и, как правило, пользуются бешеным спросом на IPO. Например, 14 июля американская финтех-компания nCino провела IPO на бирже NASDAQ. Она рассчитывала получить $175 млн, а в итоге привлекла $250 млн. В первый день торгов стоимость акций nCino выросла на 195%, с $31 до $91. Упомянутый выше Revolut в конце июля получил очередной транш от американского фонда TSG Consumer Partners по агрессивной оценке $5,5 млрд.

 

Это не единичные случаи. По данным KPMG, в 2019 году объем инвестиций в отрасль составил $135,7 млрд. В 2014-м этот показатель составлял $51,2 млрд. Не сильно известная в широких кругах финтех-компания Stripe, занимающаяся процессингом онлайн-платежей, делит со SpaceX третье место в списке самых дорогих непубличных компаний мира. По данным компании Research and Markets, в ближайшие пять лет глобальный финтех-рынок будет расти в среднем на 20% в год и к 2025-му достигнет $305 млрд. Низкая доходность традиционных инструментов вынуждает инвесторов обращать внимание на рискованные вложения. Инвестиции в стартапы могут принести баснословную прибыль. Дело за малым: найти новый Аpple или Tesla и вложиться на этапе гаражной компании.

И финтех-стартапы — одно из самых перспективных направлений. Например, в 2018-м голландская платежная компания Adyen разместила в ходе IPO акции по цене €240. Сегодня одна акция компании стоит около €1400, капитализация Adyen выросла с €13 млрд до €40 млрд. Хорошую прибыль могут принести вложения в проекты на стадии pre-IPO. В этом случае можно купить акции в три-четыре раза дешевле, чем после публичного размещения бумаг. Например, уже упомянутый Revolut может провести IPO в течение двух-трех лет. К 2022 году Revolut рассчитывает увеличить количество пользователей до 53 млн человек, выручку — до $2 млрд. Такие прогнозы обещают инвесторам потенциальную доходность свыше 200%.

Однако стоит учитывать, что инвестиции в стартапы — это вложения на долгий срок. Выход на IPO может занять у компании дольше, чем она планирует. А после размещения акций еще до полугода длится локап-период, в течение которого инвестор не может продавать бумаги.

При участии Алексея Потапова, директора инвестиционного департамента UFG Wealth Management

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

 

15 лучших банков для российских миллионеров. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+