Авария единственной ракеты, доставляющей космонавтов на МКС, существенно повлияет на будущее космических программ. Можно, как «Роскосмос», радоваться удачно сработавшей системе аварийного спасения. Но из-за постоянных аварий (раньше они происходили с носителями «Протон» и беспилотными «Союзами») российские компании отказались страховать следующий грузовой запуск «Союза-ФГ». А без них не будет и запуска космонавтов на орбиту.
Россия также не может отправить космонавтов следующим рейсом даже при удачном расследовании причин инцидента (а на примере обнаруженного отверстия в «Союз МС-09» мы знаем, что обнаружение причин может затянуться). Дело в том, что по существующим правилам после аварии для полета пилотируемого корабля необходимо провести как минимум один беспилотный пуск, отметил директор «Роскосмоса» по пилотируемым программам Сергей Крикалев. Госкорпорация решила подстраховаться и планирует провести их три. Поэтому ближайший пилотируемый запуск может произойти не ранее начала декабря.
Давайте сразу оговоримся, что мы не забыли про Китай. Поднебесная способна доставлять тайконавтов на орбиту. Но их исследования по-прежнему остаются достаточно непрозрачными, а вот для попадания на МКС нового экипажа (там сейчас несут вахту три космонавта) альтернативы российскому «Союзу» нет и до середины 2019 года не предвидится. Поэтому NASA рассчитывает, что ее астронавты полетят на МКС опять на «Союзе». Но когда?
Сроки затягиваются
Расследование причин аварии ракеты с пилотируемым кораблем «Союз МС-10» еще далеко от завершения: предварительный доклад о результатах работы комиссии по расследованию нештатной ситуации уже переносился и теперь планируется на 30 октября. Но насколько он будет информативен — неизвестно.
Учитывая, что «Роскосмос» огласит выводы относительно пробоины в обшивке «Союза МС-09» (падение давления из-за нее было зафиксировано на МКС 30 августа) лишь в середине ноября, остается надеяться, что расследование аварии не затянется. До его завершения страховые компании не смогут определиться со своей премией, а «Роскосмос» не будет запускать новых ракет (на случай, если в них имеется тот же дефект, который надо устранить).
По сути, «Роскосмос» ведет два расследования параллельно, и вывод каждого из них может как повлиять на процесс сборки новых аппаратов, так и стать причиной дополнительных сдвигов по срокам. И это в лучшем случае: ведь если при вышеупомянутых непилотируемых пусках «Союз-ФГ» произойдет еще какое-либо ЧП, судьба как российской космонавтики, так и находящихся на борту МКС космонавтов может круто поменяться.
Трудности МКС
Будущее космонавтов, уже находящихся на орбитальной станции, драматичным не будет в любом случае. Руководитель полета российского сегмента МКС космонавт Владимир Соловьев сообщил, что запасов топлива, кислорода, воды и продуктов на станции хватит на полгода. В любой момент космонавты могут вернуться на Землю на пристыкованном «Союз МС-09». Отверстие не должно повлиять на спуск, так как оно в бытовом отсеке, который отстреливается при посадке.
Но возникает гонка со временем: пока российская космическая госкорпорация ведет расследование и пробные (непилотируемые) пуски, космонавты «проедают» запасы.
Главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин отметил, что в случае возвращения космонавтов до того, как на орбиту будет отправлена их смена, станция может подвергнуться консервации — переводу в автономный режим. Это штатная процедура, но нежелательная.
Альтернативы нет
С точки зрения имиджа проблема с доставкой космонавтов на МКС бьет по «Роскосмосу» гораздо сильнее, чем по NASA. Американское агентство может похвастаться солидным портфолио успешных миссией за последние годы, от марсианских роверов и полетов к Сатурну и Юпитеру до аппаратов «Вояджер-1» и «Вояджер-2», работающих в космосе уже более 40 лет.
Российская же госкорпорация основное время уделила работе с МКС. Справедливости ради отметим, что проектируется пилотируемый корабль «Федерация», ракета «Союз-5», лунная станция, но пока эти проекты далеки от завершения. Из текущих результатов — осуществление первой части российско-европейской миссии «Экзомарс».
Поэтому консервация станции и возможная ее потеря ударят сильнее всего именно по российскому космосу — новый подобный проект международное сообщество может попросту «не потянуть» в ближайшие годы в силу финансовых проблем и ограниченности во времени. Изрядная доля вины за потерю станции в таком случае в глазах обывателя и СМИ непременно ляжет на Россию, а Москва потеряет одну из самых бесперебойных нитей сотрудничества со странами Запада, которую не разорвали даже санкции.
Российский космос переживает один из сильнейших кризисов. Неудачи последних месяцев накладываются на сложную ситуацию внутри самой структуры и коррупционные скандалы на производстве, а также проблемы на свежепостроенном космодроме «Восточный». Руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, известный своей тягой к резким выводам и заявлениям, вынужден от обвинений переходить к работе над ошибками в экстренном режиме: от его действий зависит не только личная карьера, но и будущее МКС, а также российской космонавтики в целом.
Сможет ли Россия собрать всю силу и опыт, чтобы выйти из ситуации победителем и фактически спасителем Международной космической станции? Ответ знает лишь один человек. И его время отсчитывают не только на Земле, но и на орбите.