В 2019 году пилотируемые космические корабли Crew Dragon компании SpaceX и Starliner компании Boeing совершат свои первые полеты. После тестовых стартов их эксплуатация покончит с зависимостью NASA от «Роскосмоса» в доставке космонавтов на МКС. Станет ли это закатом сотрудничества в космосе?
Нынешнее положение США не позволяет назвать их абсолютным лидером в космосе. У страны большие успехи: в частном секторе SpaceX обеспечила низкую цену вывода на орбиту, в туристическом секторе активно готовят свои продукты компании Blue Origin и Virgin Galactic, проводятся уникальные миссии в Солнечной системе. Но астронавты на орбиту по-прежнему отправляются по контракту с «Роскосмосом», а МКС остается не американским, а международным проектом.
Тем не менее в ближайшее десятилетие все может поменяться, и космос превратится в поле не только экономического, но и идеологического противоборства, как во времена холодной войны.
За свой счет
С момента закрытия программы Space Shuttle в 2011 году сохранялась зависимость NASA от России: агентство платит около $70 млн за место на корабле «Союз». На борьбу с этой ситуацией были подряжены Boeing и SpaceX, аппараты которых, несмотря на возникающие во время их создания проблемы, уже в ближайшем времени обеспечат астронавтам доступ к орбите.
18 августа NASA сообщило, что специалисты агентства согласились с планом SpaceX по заправке корабля Crew Dragon, первый пилотируемый полет которого состоится в апреле 2019 года.
Ракету-носитель Falcon 9 заправят непосредственно перед запуском охлажденным топливом под большим давлением. Чтобы убедиться в безопасности первого полета «космического такси», NASA проведет еще ряд тестов, и, если Crew Dragon докажет безопасность, новая космическая эпоха для США может начаться именно с этим пуском.
Boeing, в свою очередь, продолжает работу над аппаратом Starliner. Компания показала фото своего корабля, который наравне с Crew Dragon станет основой пилотируемой космонавтики США.
Полет аппарата с командой на МКС состоится не раньше, чем в середине 2019 года.
Контракты с Boeing и SpaceX на разработку кораблей были заключены еще в 2014 году, но из-за технических трудностей и требований NASA к безопасности аппаратов их ввод в строй откладывался. Если в этот раз все пойдет по плану, то уже через год США могут стать в полном смысле слова самой серьезной космической силой, что позволит им не только развивать свое присутствие, но и диктовать условия другим игрокам этого сектора.
Двигатель регресса
Если цель США заключается в том, чтобы обрети полную независимость в космосе, то на пути к этой цели остаются еще два обстоятельства, связывающие NASA с Россией: отечественные двигатели РД-180 и сотрудничество по МКС.
Двигатели из РФ используются на ракете-носителе Atlas V, который применяется американцами в том числе и для запуска военных аппаратов. Перспектива того, что в один момент поставки российских двигателей прекратятся (по инициативе Конгресса или волевому решению по эту сторону океана), вынуждают США искать им замену. Это один из векторов политики NASA. О необходимости замены РД-180 говорили в Конгрессе США, превращая вопрос из экономического в политический. В результате директор NASA Джин Брайденстайн отметил, что «США усердно работают над тем, чтобы перестать быть зависимыми от РД-180».
Над двигателями, способными заменить российские, работают Blue Origin и Aerojet Rocketdyne. Пока сроки ползут «вправо», но в течение нескольких лет NASA планирует прекратить сотрудничество с «Роскосмосом» и по этому пункту.
Усугубить положение может потенциальный уход США с МКС — одна из самых громких тем космической отрасли этого года. Таким образом в NASA хотят сэкономить $3-4 млрд и переориентировать деятельность США на Луну и более дальние космические рубежи. Учитывая, что при выходе NASA из проекта МКС вряд ли сможет существовать самостоятельно, у американцев появится пространство для маневра: предложить новый проект станции или же рассмотреть варианты дальнейшей экспансии в космос. Имея собственные аппараты для запуска астронавтов и инициативу, США смогут перераспределить свое влияние на орбите, что поможет сохранить лидерство в свете растущих космических амбиций Китая и Индии.
Космос в лицах
Разрыв с Россией пока не является официальной целью агентства: Брайденстайн отмечал, что NASA открыто для сотрудничества. Но хотя партнерство с Россией технологически логично, Москва и Вашингтон рискуют не найти общий язык. Новый пакет санкций против России не затрагивает космос, и власти США напрямую подчеркивали этот аспект. Но все равно у сторон возникали противоречия: руководителю «Роскосмоса» Дмитрию Рогозину вряд ли забудут давнее пожелание американцам пользоваться «батутом», сейчас стороны неспособны договориться, например, по полному запрещению оружия в космосе. Более того, в Пентагоне анонсировали создание отдельного вида космических войск — сразу вспоминается проект «Звездные войны» (точнее, Стратегическая оборонная инициатива), повлекший очередной виток холодной войны.
Возможность снять напряжение еще есть. В октябре этого года, по сообщению «Роскосмоса», на Байконуре состоится встреча Рогозина и Брайденстайна. В госкорпорации отметили, что в ходе предварительных совещаний «Роскосмоса» и NASA стороны подчеркнули заинтересованность в сотрудничестве, но в какой сфере — неизвестно. Более того, американцы не подтвердили, что встреча точно состоится.
Возможно, что это будут последние переговоры, на которых Россия может рассчитывать на партнерские отношения. Уже в ближайшие годы США, скорее всего, решат вопросы с доставкой астронавтов на орбиту и заменой российских двигателей. Тогда ее позиции значительно усилятся, и у «Роскосмоса» останется только два пути: либо согласиться на любые условия (например, на американский статус планируемой окололунной станции), либо отказаться от партнерства. NASA, обладающее полной автономией, вряд ли пойдет на существенные уступки.
Тем временем Lockheed Martin представила жилой модуль для использования в глубоком космосе. Он создан на основе грузового модуля Donatello, проектировавшегося для МКС, но так и не запущенного. При размерах 6х4,5 метра он способен поддерживать проживание астронавтов в течение 1-2 месяцев. Этого мало для полета на Марс (там основным пилотируемым космическим кораблем остается Orion), но модуль может быть использован на вышеупомянутой лунной станции — в отличие от МКС там не планируется постоянное присутствие астронавтов.
Модуль Lockheed Martin создан в рамках конкурса NASA для создания жилых модулей для глубокого космоса, в котором участвуют шесть компаний, получившие $65 млн на создание прототипов. Среди участников также компания Bigelow Aerospace, имеющая оригинальный проект надувного модуля. Тем временем «Роскосмос» предлагает пилотируемый «Союз» — надежный, но спроектированный полвека назад. Полетные испытания современного космического корабля «Федерация» уже неоднократно сдвигались и сейчас запланированы только на 2022 год. Будет ли у России, чем похвастаться в космосе в следующем десятилетии?