В пятницу СМИ сообщили о покупке 30%-ной доли «Яндекса». Акции российской интернет-компании тут же пошли вниз, видимо, из-за опасений чрезмерного государственного контроля. Официального заявления основателя «Яндекса» Аркадия Воложа хватило, чтобы вернуть компании почти $700 млн капитализации из потерянных $2 млрд. Однако Волож не утверждал, что сделки не будет, а только сообщил, что не собирается продавать свою долю.
Каковы могут быть технологические причины и последствия сделки, если она все же состоится?
Самые большие данные
Сбербанк, будучи одной из крупнейших государственных компаний, преследует несколько целей в выстраивании своей текущей модели бизнеса. Кроме традиционной цели, ориентированной на получение прибыли, банк уже достаточно давно выбрал вектор развития на усиление цифровизации и массового внедрения новых информационных технологий. Приобретение блокирующей доли в капитале «Яндекса» даст банку доступ к новым способам анализа больших данных, по которым российская интернет-компания является одним из лидеров не только в России, но и в Европе: например, ее алгоритмы используются в работе Большого адронного коллайдера, а для обучения новых исследователей компания самостоятельно финансирует ШАД (Школу Анализа Данных).
Кроме того, сервисы «Яндекса» работают с большими клиентскими базами. Когда вы заказываете такси или еду по телефону, арендуете машину или покупаете доступ к музыкальной базе, размещаете рекламу или совершаете другие покупки с помощью сервисов «Яндекса», то оставляете свои персональные данные в базе компании. Логично предположить, что после вхождения в состав крупных акционеров «Яндекса» Сбербанк сможет запускать совместные проекты, используя информацию о клиентах компании. Речь не идет о нарушении персональных данных, но банк сможет использовать таргетирование на уже изученную аудиторию.
В качестве примера аналогичной сделки можно привести приобретение «Ростелекомом» компании Tele2 при участии банка ВТБ. В марте 2013 года шведская группа Tele2 продала подразделение «Tele2 Россия» группе ВТБ, а последняя уже в октябре 2013 года продала половину своего пакета российскому оператору. В феврале 2014 года «Ростелеком» и «Tele2 Россия» подписали рамочное соглашение об интеграции мобильных активов в уставной капитал совместного предприятия. В ходе этой сделки «Ростелеком» по сути стал новым крупным федеральным игроком на олигополистическом рынке сотовой связи. Российскому интернет-оператору практически невозможно самостоятельно стать новым федеральным игроком на рынке сотовой связи в России, развиваясь органически с нуля из-за необходимости масштабных капиталовложений.
Технологическое партнерство
Еще один важный мотив Сбербанка — необходимость в мощном технологическом рывке. Заявления главы финансовой организации Германа Грефа свидетельствуют о желании сделать банк самым высокотехнологичным в секторе. Финансовые возможности банка позволяют ему осуществлять масштабные инвестиции в развитие информационных технологий для внедрения новых услуг и усовершенствования старых. В этом смысле покупка большой доли в капитале «Яндекса», активно развивающего сервисы на рынках финансов, электронной коммерции, производства медиаконтента и т. п., вполне соответствует задачам Сбербанка.
«Яндексу» новый альянс поможет противостоять другим технологическим монстрам — компаниям «AliExpress Россия» и «МФ Технологии», которые создали Mail.ru Group и «Мегафон» Алишера Усманова с Alibaba Group и Газпромбанком соответственно.
Последствия сделки
«Яндексу», в отличие от Сбербанка, придется активно взвешивать выгоды и издержки подобной сделки. Выгодой может служить премия к рыночной стоимости активов, которую может предложить крупнейший банк страны. Но пока заметнее издержки.
Во-первых, совершение сделки будет априори означать вхождение государства в капитал «Яндекса», поскольку Сбербанк является государственным банком. После этого сразу же возникает угроза резкой текучки кадров и смены кадровой политики, которая для компании является ключевой в той области, в которой она работает. Становится реальным срыв многих проектов «Яндекса».
Во-вторых, над компанией нависнет угроза санкций из-за присутствия Сбербанка в числе крупных акционеров. Для «Яндекса», акции которого торгуются в США, это будет достаточно ощутимым ударом. Отчасти именно эти опасения отыгрывались во время почти 20%-го падения акций российской интернет- компании на фоне слухов о сделке. Однако даже без учета санкций усиление веса банка в правлении компании может изменить приоритеты развития «Яндекса», что отпугнет инвесторов.
Говорить о сделке как о свершившейся преждевременно, но в случае ее реализации рынок IT-услуг в России может довольно сильно измениться.