Один в поле воин: как Google борется за разработчиков мобильных игр
Выручка рынка мобильных игр в 2017 году выросла на 30%, до $48 млрд, посчитали в Sensor Tower. Однако лишь около 37% от этой суммы пришлось на Google Play, в то время как 62% было потрачено в Apple App Store. Стремясь сократить разрыв, Google ищет новые способы привлечь на платформу независимых разработчиков, которые смогут составить конкуренцию ведущим игровым студиям. С этой целью компания запустила проект Indie Corner (отдельную коллекцию игр в Google Play от инди-разработчиков), и конкурс Google Play Indie Games Contest.
Независимыми разработчиками (или инди-разработчиками), как правило, считаются либо отдельные авторы, создающие игры зачастую как хобби, в дополнение к основной работе, либо небольшие студии, выпускающие игры самостоятельно и не являющиеся публичными компаниями. К примеру, на Google Play Indie Games Contest допускались инди-студии с постоянным штатом не более 30 человек.
Конкурс пока не стал глобальным — участники из Северной Америки, Южной Кореи и Европы соревнуются по отдельности. В Европе в этом году было подано несколько сотен заявок, включая впервые игры из России и Украины. В финал, состоявшийся в Лондоне на прошлой неделе, прошли 20 команд из 12 стран мира, в том числе российские Kensho и Сore и украинские The Big Journey и Undervault.
Россия — в тройке
Конкурс в Европе в этом году удвоил число стран-участников — с 15 до 31. Российские разработчики, впервые допущенные до Google Play Indie Games Contest, оказались третьими по числу поданных заявок, уступив лишь Великобритании и Франции. К слову, игра от французских разработчиков Bury me, my love стала победителем этого года.
«Каждый месяц приложения и игры от европейских разработчиков в Google Play загружают по 2,5 млрд раз. И мы наблюдаем большую активность талантов из России. Разработка для Android — это возможность заработать в рамках глобальной аудитории. Только с начала 2017 года число разработчиков, получающих свыше $100 000 в месяц на платформе, увеличилось более чем на 30%», — рассказала Forbes глава по развитию бизнеса приложений и игр Google в Западной Европе Тамзин Тейлор.
По ее словам, за последний год Google стала уделять гораздо больше внимания инди-разработчикам, которым непросто бороться за внимание аудитории. Помимо конкурса, в 2017 году был запущен Indie Corner — отдельная коллекция игр в Google Play только от независимых разработчиков. С момента запуска в сентябре раздел зафиксировал более 2,5 млрд посещений.
Среди историй успеха инди-разработчиков Тейлор отмечает игру Reigns — победителя аналогичного конкурса прошлого года. Ее автор Франсуа Альо работал консультантом в Париже и изучал литературу и историю. Он самостоятельно научился программировать и начал заниматься этим профессионально.
В Reigns игрок превращается в средневекового правителя, который принимает решения по запросам своих советников, подданных, союзников и врагов. Игра подразумевает множество сценариев, зависящих от этих решений, а выбор между вариантами напоминает Tinder — пользователям популярного дейтингового приложения знакома механика свайпов влево и вправо.
Разработка была признана одной из лучших в Google Play в 2016 году и, по данным App Annie, получила полмиллиона загрузок и $1,5 млн с дохода только с Android-версии. Сиквел игры Reigns, Her Majesty, был запущен в декабре 2017 года и уже набрал 50 000 загрузок и $200 000 выручки.
Еще одна игра Tap Tap Fish — AbyssRium после аналогичного конкурса Google в Южной Корее не только добилась успешных продаж, но и была приобретена одним из топовых игровых издателей в регионе — Cheetah Mobile. Хотя сама игра бесплатна, на покупки в виртуальном «аквариуме» пользователи тратят от $0,79 до $79,99 — и выручка Tap Tap Fish, по данным Think Gaming, превышает $5 млн.
Финал европейского конкурса прошел в галерее Saatchi в Лондоне. По словам директора венчурного фонда Initial Capital и бывшего топ-менеджера Google Маттео Валлоне, выбор площадки отражает суть представляемых на оценку игр.
С ним согласны участники из России. «Игры, которые выходят на данный конкурс, — это скорее арт-объекты, творчество для души. Здесь можно понять, как Google видит рынок с точки зрения необычности, интересности и красоты», — отмечает представитель компании Furyjam Александр Рабцевич. Кстати, Furyjam привезла на конкурc и свою игру Core.
Бесплатную аркаду Core, вошедшую в топ-20, по игровой механике можно сравнить с Flappy Bird, если бы дизайн для нее на досуге создавал Джонни Айв. Пользователю нужно поддерживать сияющий шарик на весу и проводить его через геометрические препятствия. Разработку отличает необычный дизайн в стиле игры теней и возможность играть офлайн. Furyjam — небольшая студия, которая базируется в Москве и в Минске, — выложила игру в Google Play в декабре. С тех пор Core уже набрала десятки тысяч загрузок, причем особую популярность, по словам авторов, снискала в Италии.
Инновационный дизайн игры, как показал конкурс, может заключаться не только в красочной графике. Разработчики игры Bury me, my love — победителя этого года — выбрали формат истории, которая раскрывается в формате мессенджера. Сюжет разворачивается вокруг семейной пары из Сирии: Нур, которая пытается бежать из военной зоны в Европу, и ее мужа Мажда, который с помощью сообщений помогает ей добраться до пункта назначения. Игроки могут отправлять сообщения, эмодзи, картинки и селфи — и в зависимости от подсказок закончить игру по одному из 19 сценариев. Стоимость игры в Google Play составляет $3.
Успешным конкурс оказался и для студии FiftyTwo из Нижнего Новгорода. Игра Kensho вошла в десятку финалистов, и один из ее авторов Михаил Шагин получил возможность презентовать ее жюри. «Мы приехали сюда, чтобы привлечь внимание к игре, развивать контакты. Это наша первая игра для Google Play, Android — новая для нас платформа, поэтому пиар нам не помешает», — говорит Шагин.
При этом игра от студии из трех человек уже хорошо знакома пользователям Apple. Запущенная в прошлом году iOS-версия смогла стать игрой дня и получила международный фичеринг в разделе «Лучшие новые игры», где публикуются самые заметные, по мнению редакторов App Store, игровые новинки для мобильных устройств Apple. Незамысловатый «плиточный» геймплей Kensho обыгрывает в красивой визуальной истории, где каждый пройденный уровень приводит пользователя в новое пространство — от сказочного леса тропических джунглей до штормящего моря.
Это не первая для FiftyTwo успешная разработка. В 2014 году студия запустила iOS-игру Jellies, которая стала игрой недели в App Store и получила 5 млн установок по миру. Учитывая стоимость игры в $2 за загрузку и доступность покупок внутри приложения, игра принесла разработчикам неплохой доход.
Новая высота
До глобальных студий с миллиардными оборотами участникам таких конкурсов пока далеко. Однако, как считает Маттео Валлоне, не каждый автор игры должен становиться «VC-материалом».
При этом, чтобы все же получить средства от инвесторов, инди-командам необходимо искать не только новые технологические и дизайн-решения, но и способы привлекать и удерживать аудиторию — например, работать с YouTube-блогерами.
Конечно, Google Play — это не единственный шанс прославиться для инди-разработчиков. На самом деле та же Apple запустила раздел Indie Games в App Store на полгода раньше конкурента, еще в марте 2017 года. Однако именно конкурс Google важен не столько победой — в процессе нетворкинга с инвесторами, создателями самой платформы и другими независимыми разработчиками легче рождаются новые тренды и бизнес-идеи.