В реальном мире Месси и Роналду вряд ли когда-нибудь сыграют за один клуб — такое не по карману даже «МЮ» и «Реалу», а вот в виртуальном пространстве это возможно. Для подобных экспериментов есть фэнтези — онлайн-игра, в которой пользователь создает виртуальную команду футболистов (бейсболистов, биатлонистов и т. д.), чьи прототипы принимают участие в реальных соревнованиях и в зависимости от актуальной статистики набирают зачетные баллы. Например, вы виртуально покупаете Месси, в следующем туре он (настоящий, на поле в рамках чемпионата Испании) забивает два гола — и ваша виртуальная команда набирает очки. Потолок условных зарплат и лимиты на количество игроков из одного клуба не дают вам взять всех, кого хочется. Приходится думать, как распорядиться виртуальным трансферным бюджетом.
Свои платформы для фэнтези есть у многих медиаресурсов: официальный сайт английской футбольной Премьер-лиги, ESPN, НФЛ. Для них эта забава — маркетинговый ход, еще одно развлечение для посетителей. Но за последние пять лет огромную популярность получили и фэнтези на деньги.
Фэнтези-бизнес достиг такого размаха (рынок оценивают в десятки миллиардов долларов), что потенциальное слияние в июне 2017-го двух крупнейших компаний в Северной Америке — FanDuel и DraftKings — рассматривалось Федеральной торговой комиссией. И на него наложили вето.
Ставка на спорт
Популярность фэнтези в США имеет вполне конкретные исторические причины. Ставки всегда были неотъемлемой частью местного спорта, особенно американского футбола. Более того, иногда букмекеры владели целыми командами. Но постепенно борьба против договорных матчей и игромании вытеснила ставки на спортивные события из легального поля.
В 1992 году Конгрессом США был принят закон «О защите профессионального и любительского спорта», также известный как акт Брэдли (по имени баскетболиста НБА, а впоследствии сенатора штата Нью-Джерси Билла Брэдли), — он фактически запрещал ставки на спорт в большинстве штатов. В категорию исключений попали спортивные лотереи в Орегоне, Делавэре и Монтане, а также Невада с ее игорной индустрией. Но в целом ставки были объявлены огромной проблемой и оказались вне закона — под этими словами подписался даже комиссионер НБА Дэвид Стерн.
Вторым «землетрясением» на рынке азартных игр стал принятый в 2006 году запрет на онлайн-покер. «Акт запрещает игорным бизнесам принимать платежи, связанные с участием другого лица в пари или споре, который включает в себя использование интернета» — это стало еще одним значительным фактором роста популярности платного фэнтези. Пока конкурентам запрещали работать, игрушка набирала финансовые обороты.
Нет, это не дыра в законе. Фэнтези тоже рассматривали в 2006 году. И решили в бан вместе с покером не отправлять. Под запретом оказались только онлайн-игры, которые зависят от случая — games of chance, как это формулируется в законе. Фэнтези же посчитали game of skill — игрой, зависящей от мастерства участника. Таким образом, популярность фэнтези обусловлена популярностью спорта только частично. Второй компонент успеха: в США легально выигрывать деньги на спорте в интернете по-другому просто невозможно. Неудивительно, что с 2006 по 2016 год количество играющих в фэнтези увеличилось почти втрое, с 20 млн до 59 млн человек!
Прототипы фэнтези появились в Штатах еще в прошлом веке (в газетном варианте) и служили исключительно для развлечения аудитории. Читателям предлагался список спортсменов с виртуальной стоимостью, они вырезали купоны, вписывали в них фамилии игроков и отправляли в редакции почтой. Итоги подводили в конце сезона. Победитель получал символический приз, но ждать его приходилось долго: считали вручную, не исключались ошибки, всякая гибкость вроде замен игроков отсутствовала.
Компьютеризация и интернет решили эти вопросы. Сейчас существуют не только турниры длиной в сезон, но и недельные, и даже однодневные фэнтези-спринты. В пул спортсменов попадают только те, кто играет в этот промежуток.
В Америке краткосрочные турниры вызвали настоящий бум. И без того спортозависимая страна плотно подсела на новую игру. Джордж Леймер, глава отдела фэнтези в ESPN, приводит факт: «17% нашего трафика во время сезона в американском футболе приходится на фэнтези. Это 90 млн уникальных посетителей ежемесячно. Наша программа Fantasy Football Now, в которой гости обсуждают стратегии для фэнтези-лиг, постоянно самая популярная студийная передача на канале ESPN2».
Продвигает виртуальный турнир и НФЛ. Игроки в фэнтези считаются самыми заядлыми фанатами, которые гораздо вернее тех, кто болеет только за одну команду. Ведь им приходится глубоко разбираться в спорте, знать сильные стороны каждого игрока, следить не только за своим клубом, но и за другими. У лиги тоже есть своя фэнтези-программа — NFL Fantasy Live. Она выходит в эфир по воскресеньям — главный игровой день лиги.
Работники-игроманы
Самое любопытное цифровое оформление популярности фэнтези — в исследовании компании Challenger, Gray & Christmas. Оно показало, что излишнее внимание работников к этому явлению в 2015-м стоила их работодателям $17 млрд в год — больше, чем общий доход НФЛ в сезоне-2015.
Как получилась эта цифра? Очень просто. Полную занятость имеют примерно 67% активных игроков (это 38,5 млн человек). Они зарабатывают в среднем $25,69 в час. Если каждый из них будет тратить час рабочего времени на выбор состава, а затем еще час на переживание из-за результата каждую неделю, когда есть матчи по американскому футболу, то в конце регулярного сезона это обернется для работодателей потерей $16,8 млрд!
Компания проводит исследование не первый год, и количество ушедших в никуда долларов растет. Правда, гендиректор Challenger, Gray & Christmas Джон Челленджер уверяет, что в этом нет ничего плохого: фэнтези способствует коммуникации между сотрудниками, развивает аналитическое мышление и является хорошим тимбилдингом. В общем, гораздо полезнее, чем пасьянсы или «Веселая ферма», пожирающие не меньше времени. Сам мистер Челленджер — ярый игрок в фэнтези-футбол. Состоит в нескольких лигах, включая даже одну, организованную его работником.
Азарт и сказка
FanDuel и DraftKings, две крупнейшие платформы платного фэнтези, банкуют на этом колоссальном спросе, помножая азарт на возможность выиграть. И если фэнтези на НФЛ осознанно дистанцируется от всяческих ассоциаций с лудоманией, то здесь в лигах друг другу противостоят не друзья и не коллеги по офису, а совершенно незнакомые друг другу люди.
В самой крупной открытой лиге на FanDuel под названием Sunday Millions еженедельный призовой фонд составляет $2,25 млн. Победитель получает $250 000. Порядка 21 000 участников в итоге остаются в плюсе с бонусами до $50. Деньги на призовые компания получает из заявочных взносов. По словам гендиректора компании Найджела Экклза, 90% всех доходов уходит на выплаты премиальных. Не каждую неделю компания может быть в плюсе. Если игроков недостаточно, сумма выигрыша не меняется. За всю историю компании (она основана в 2009 году) суммарные выплаты победителям составили $2 млрд.
DraftKings, главный конкурент FanDuel, появилась в 2012 году. Ее первым продуктом стало бейсбольное фэнтези, где болельщики могли играть друг против друга. В апреле 2013-го в компанию инвестировала МЛБ, главная американская лига бейсбола. И с тех пор предложений по инвестициям у DraftKings хватает.
Обе компании в последние годы вкладывали огромные деньги в рекламу и пару раз попадали в скандалы. Так, например, оказалось, что в октябре 2015 года сотрудник DraftKings использовал закрытые данные и выиграл $350 000 на FanDuel. Последующее расследование показало, что работники DraftKings выиграли на платформе конкурента $6 млн. Обе компании в итоге запретили сотрудникам играть на сервисе.
Сейчас развитие фэнтези дошло до того, что появились люди, которые полностью живут за счет выигрышей на DraftKings и FanDuel. На специальных турнирах в Лас-Вегасе игроки-профи выигрывают миллионы. Зарегистрировавшись за $2, можно попасть в гранд-финал, где на кону будет $1 млн.
Один из профессионалов — Джонатан Бэйлз — написал уже 12 книг о том, как преуспеть в фэнтези. «Фэнтези-футбол и фэнтези-бейсбол для умных людей» — это сейчас в бестселлерах. Еще в 2014 году The New York Post рассказал о Марке Джунди из Бруклина, выигравшем $50 000 за неполный футбольный сезон.
Прямо сейчас фэнтези-платформы являются хорошим вариантом для инвестиций. В 2014 году в FanDuel вложились телеканал NBC, частный фонд KKR и даже НБА. Только телевизионщики нашли для этого $70 млн. DraftKings получила $41 млн от инвестиционной компании Raine Group. Кажется, свой потолок индустрия фэнтези (да, уже индустрия) еще не нащупала.
Считается, что значительная часть игроков в фэнтези переходит из других, незаконных онлайн-игр. В этом случае до финиша совсем далеко. По данным компании Eilers Research, объем нелегального рынка спортивных ставок в США в 2013 году составлял $160,3 млрд!
Удача и мастерство
Не все, конечно, так просто. На главном фэнтези-рынке мира — в Северной Америке — правила могут измениться. Все больше экспертов начинают определять зависимость от фэнтези как вид лудомании. Однодневные варианты игры на всех платформах запрещены в восьми штатах (в 2014 году таких было только пять).
Но пока в США решают, чего в фэнтези больше — шанса или мастерства, — игра готова отгрызать свою долю рынка у букмекеров даже там, где ставки официально разрешены. Например, зарегистрированный на Мальте футбольный проект fanteam.com нацелен на Европу. В России запустить платные фэнтези пытались порталы sports.ru (Kixx) и championat.com (Drafton).
В будущем тема платных фэнтези может получить еще более широкое распространение. Ведь технологии развиваются с космической скоростью. До фэнтези пока не добралась главная из них — блокчейн. Впрочем, возможно, и это скоро изменится. Белорусский стартап Scorum анонсирует в 2018 году запуск революционной фэнтези-платформы как раз с уклоном в криптовалюты. Алгоритм блокчейн позволяет сделать все выплаты полностью прозрачными. В этом случае есть вариант запустить фэнтези без комиссии платформе-организатору. Все доходы будут распределяться исключительно между игроками, а сам сервис — зарабатывать на генерируемом трафике.
Не стоит забывать и о других рынках. В Индии и Австралии стремительно набирает популярность однодневное крикет-фэнтези. Там тоже достаточно законодательных ограничений, но их меньше, чем у большинства азартных игр.