«Интересное»: зачем Марку Цукербергу потребовалась вторая лента Facebook
Разработчики Facebook добавили в соцсеть новую функцию — раздел Explore или «Лента «Интересное» в русскоязычном интерфейсе. В нем отображаются отобранные соцсетью страницы. На это обратило внимание издание TechCrunch. Зачем он понадобился социальной сети и как нововведение отразится на пользователях и рекламодателях?
Сейчас пользователю Facebook открыты в ленте сообщения друзей и сообществ, на которые он подписан. В зависимости от настроек, он может также просматривать сообщения, которые оценили, отметили или прокомментировали его друзья в социальной сети. При этом доступны два способы отображения, которые ранжируются либо по новизне, либо по популярности.
В новом блоке новостей пользователь сможет оценивать записи владельцев аккаунтов и сообществ, на которых он не подписывался ранее. При этом контент подбирается по интересам и пока не является рекламой. Вторая лента новостей включает публикации, похожие на те, что нравились ранее вам и вашим друзьям на Facebook. Кроме того, как отмечает издание, они, возможно, выбираются на основе геолокации. В перспективе эта лента станет лентой второго уровня, которую Facebook сможет монетизироват, указывает издание. Общая цель, по мнению журналистов, заключается в увеличении времени, которое пользователь проводит в соцсети. Это позволит Facebook в будущем размещать больше рекламных блоков между сообщениями, фотографиями и видеозаписями пользователей.
Для того, чтобы увидеть нововведение, пользователю нужно выбрать соответствующий канал в меню мобильного приложения «Дополнительно». В настольной версии соцети найти ленту рекомендаций можно в разделе «Интересное». «Мы начинаем разворачивать дополнительную ленту с популярными статьями, видео и фото, автоматически подстраивающуюся под предпочтения пользователя», — заявил представитель Facebook. Он пояснил, что пользователи хотят получить легкий способ просматривать интересный контент страниц, на которые они еще не заходили.
SMM-директор маркетинговой платформы Boompublic Роман Тарамакин считает, что нововведение позволит почти 2 млрд пользователям социальной сети вырваться из «пузыря фильтров», то есть ситуации, когда излишняя персонализация лишает возможности расширять свой кругозор и обращать внимание на новые вещи за пределами привычных источников новостей. «При этом, новая информация отделена от основной новостной ленты, потому посты от страниц, на которые пользователь не подписан, не будут «вклиниваться» в привычную ему ленту социальной сети», — отмечает собеседник Forbes.
Как скажется на пользователях и рекламодателях
Глава «Газпром-медиа технологии» Вадим Федотов уверен, что Facebook пытается создать рекомендательную систему на основе Big Data и machine learning, чтобы увеличить количество полезного контента для пользователя вне рамок своей текущей экосистемы, но в понятной для себя среде. Для рекламодателей, по его словам, это попытка в будущем создать дополнительную новую платформу для «таргетированной, более нативной рекламы с ожидаемо большей конверсией и меньшим уровнем токсичности для аудитории». «Стоит отметить, что настоящей эффективной глобальной системы рекомендации на рынке пока еще нет», — подчеркивает он.
Facebook довольно часто экспериментирует: то саму ленту меняет, то ее дизайн, то принцип ранжирования, поэтому на мой взгляд сейчас не произошло ничего революционного, скептичен Алексей Жарков, основатель сообщества Business Family и сервиса по автоматизации продаж BINDX. В беседе с Forbes он отмечает, что новостной контент давно стал одним из двигателей развития сети, и многие пользуются Facebook во многом именно ради этого. «Новое решение лишь подтверждает успех раннее выбранной стратегии. Цель преследуется сугубо экономическая — увеличить длину сессии и количество просмотров страниц, чтобы помимо чтения своей ленты, человек проскроллил новости, которые интересны всем», — прогнозирует он. Жарков напоминает, что Facebook и без того обладает широким инструментарием для рекламодателей, поэтому он сомневается, что нововведение поможет в продвижении большей части товаров и услуг.
По мнению SMM-директора маркетинговой платформы Boompublic, введение второй ленты в веб-версии Facebook после продолжительного тестирования в мобильной версии — ход ожидаемый и правильный. Собеседник Forbes считает, что нововведение позволит социальной сети увеличить время, которое в ней проводят пользователи. «Для рекламодателей — это прекрасная возможность показывать дополнительную рекламу — у них появляется, фактически, новая площадка на базе уже имеющейся», — говорит он.
Приживется ли
Независимый специалист по социальным медиа Андрей Фрольченков полагает, что социальная сеть Марка Цукерберга с помощью ленты «Интересное» стремится дифференцировать контент, который оказывается в топе. «Но странно, что они эту «ракету» (иконку второй ленты) в десктопе никак не пушают и запихнули в такие дебри», — отмечает он. Говоря о том, как нововведение отразится на рекламе, собеседник Forbes заключает, что пока социальная сеть, вероятно, не будет «вливать больше денег», поскольку «продукт сырой».
«Если честно, не понимаю ценности для пользователей. В первую очередь Facebook — это про посты друзей, знакомых и коллег. Именно из них формируется твоя новостная лента. И то, что пишут и выкладывают другие мне не интересно», — говорит Артем Кудрявцев, digital-креативщик агентства GREAT. При этом, по мнению собеседника Forbes, такая схема трендов подходит для Instagram и Youtube, потому что там пользователь «наоборот ищет что-то новенькое».
SMM-директор маркетинговой платформы Boompublic с такой позицией не согласен. «Учитывая тот факт, что многие конкурирующие социальные сети (Twitter, Tumblr, Instagram (хотя он также принадлежит компании Facebook), Pinterest, мобильная версия «ВКонтакте» и ряд других) уже имеют подобную функцию, это также позволит Facebook сократить отток молодежи», — уверен он.