Технологический «взрыв»: как компании переходят на российские цифровые алгоритмы
Развитие рынка IT в России в последние годы можно назвать «взрывным», его объем в начале 2024 года достиг, по разным оценкам, 5–6 трлн рублей. 80% российских компаний активизировали поиски отечественных аналогов необходимого для их деятельности софта, показало исследование Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Похоже, бизнес понял, что нельзя откладывать переход на «родные» технологии и оборудование до последнего момента, выжидая завершения законодательного регулирования.
Инвестиции в «цифру»
Определить наконец глобальную стратегию развития и внедрения IT призвал Кирилл Алифанов, заместитель гендиректора по IT и развитию цифровых и инновационных проектов Международного аэропорта Шереметьево: «Несмотря на существенный, благодаря стараниям Минцифры, прогресс в последние пять лет в части технологической импортонезависимости, пора решить: догоняем мы кого-то или у нас, как обычно бывает в России, должен быть свой короткий путь, по которому мы «срежем» годы и миллиарды рублей и телепортируемся в будущее?»
По мнению Андрея Скорочкина, генерального директора Reksoft Consulting, России, строя цифровую экономику, следует не наращивать мощности «железа», но улучшать операционное взаимодействие между компаниями, создавая синергический эффект:
«Раньше мы могли просто купить нужное оборудование на рынке, но сейчас вынуждены развивать и собственное производство, — добавляет Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома». — Проблема в том, как и чем его загружать, — здесь необходимо осмысленно планировать наши потребности на будущее».
Выбор IT-решений, их адаптация и «пересборка», новые регуляторные «правила игры» — это вызовы, с которыми сталкиваются сейчас все компании, но каждая из них по-своему решает, что с ними делать, подытоживает Николай Верховский, директор программ по цифровой трансформации Школы управления «Сколково».
Выбор в пользу технологий
Сергей Крылов, вице-президент по развитию технологического бизнеса Сбербанка, рассказал, что осознанный выбор банка и один из постулатов его новой стратегии — это ставка на генеративный искусственный интеллект (GenAI). Эксперт уже в ближайшем будущем ждет активного применения GenAI российскими компаниями, «начиная с простых вопросно-ответных систем и заканчивая сложными агентными системами, способными действовать в программной среде и даже в реальном мире — будь то роботы или беспилотные автомобили». В помощь бизнесу Сбербанк создал GigaChat Max, который, по словам Крылова, «выводит взаимодействие пользователей с искусственным интеллектом на качественно иной уровень, представляя собой мощный инструмент, сочетающий высокую производительность, точность и адаптивность».
Валентин Губарев признает сложность выбора подходящего программного обеспечения (ПО): «У крупной компании может уйти до полугода только для того, чтобы понять, на что переходить. Одних систем виртуализации в Реестре российского ПО сейчас около 30». Помочь бизнесу построить IT-инфраструктуру, отвечающую его задачам, могут сервисные партнеры, такие, например, как КРОК.
Бизнес в «облаках»
Решая задачи повышения эффективности бизнеса и снижения рисков, оптимизируя затраты на IT, все больше компаний используют облачные технологии. Все индустрии в мире тратят на эти технологии уже почти $1 трлн в год, на долю финансового сектора приходится 10%, говорит, ссылаясь на данные аналитической компании IDC, Григорий Немыченков, технический лидер по развитию облачных сервисов Cloud.ru (провайдер облачных и AI-технологий).
Гибридный формат «облачного» использования, то есть сочетание аутсорсинговых сервисов (публичных облаков) и созданной компаниями самостоятельно инфраструктуры — одна из последних тенденций в отечественном IT. Сергей Иванов, управляющий директор по корпоративной архитектуре и управлению данными «Ренессанс Страхования», говорит, что такой «гибрид» помогает компании выстроить гибкую внутреннюю систему маршрутизации: в зависимости от важности и сложности запросов пользователей входящий в облако функционал сможет выбирать для работы с ними или облачные сервисы, или решения on-premise (то есть на серверах клиентов): «Такой подход позволяет наиболее эффективно работать с облаками и с собственными ресурсами, особенно в условиях нестабильности технологий».
Павел Белкин, директор департамента корпоративной архитектуры Россельхозбанка, полагает, что провайдерам следует предлагать банкам так называемую автоматическую миграцию: «Нужно перенести данные на облако [провайдера] — перенесли; нужно вернуть обратно — вернули».
Павел Гонтарев, управляющий директор VK Tech, говорит, что не стоит ожидать, что все данные будут размещены в публичных облаках, это связано не только с недоверием к безопасности данной технологии, но и с тенденцией к локализации инфраструктуры и защите «собственных периметров» как на корпоративном уровне, так и на уровне стран. «Облако, несмотря на все преимущества, является технологией, риски которой не до конца прогнозируемы, — описывает Олег Комлик, директор подразделения «Цифровые продукты для бизнеса» Банка ДОМ.РФ. — Этот сервис еще должен пройти проверку на надежность». Дмитрий Суровец, вице-президент по IT Fesco, добавляет, что, «несмотря на любые меры киберзащиты, могут быть ошибки или другие «обстоятельства» — уязвимость всегда заключается в человеке», но важно не опускать руки, а продолжать создавать правильную цифровую экосистему. Сергей Демидов, директор по информационной безопасности Московской биржи, тем не менее полагает, что переход в публичные облака неизбежен, потому что российское оборудование стоит на порядок дороже импортного.