Как испугать Facebook и заработать $100 млн: почему создатели продали приложение из топ-10 App Store
Суть приложения tbh — анонимный обмен комплиментами. В программу зашиты сотни вопросов типа «Кто из них самый приятный в общении?» или «С кем хотите всегда быть в одной команде?», пользователи отвечают на них, выбирая одного из друзей; друг получает уведомление, какой он хороший, но не знает, кто его похвалил.
Tbh — далеко не первое приложение анонимного общения, из его предшественников можно вспомнить и еще «домобильный» formspring.me, и относительно недавний Secret. Никто из них не вырос во что-то действительно значимое, общей проблемой всех таких сервисов оказалась притягательность негатива. Люди писали друг о друге гадости, но, естественно, не хотели быть их объектом. Прорыв tbh в том, что у пользователей нет возможности написать что-то от себя, все вопросы только положительные, уведомление об ответе получает только победитель, приложение приносит только позитивные эмоции.
Механика оказалась супервиральной среди подростков. Приложению всего два месяца, оно запущено только под iOS, да ещё и доступно не на всей территории США, серьезных денег на рекламу у стартапа не было, тем не менее tbh ракетой влетел в топ американского App Store. С середины сентября, т. е. половину своей жизни, он чаще бывает, чем не бывает на первом месте в сторе, а на момент покупки был шестым. Для сравнения, в России сейчас на этой позиции расположился поиск «Яндекса».
Сумма сделки официально не объявлена, журналисту TechCrunch сказали, что стоимость tbh составила «менее $100 млн». После перепечаток «менее» во многих изданиях потерялось, но первоисточник данных везде один, так что может быть и 30, и 50, а не 100.
В Twitter одного из основателей есть публичное объяснения «зачем продали». Facebook, если захочет, повторит приложение «за weekend», в том числе и с версией под Android и ещё множеством полезных функций, использует неограниченный ресурс своего маркетинга, и все переключатся с tbh на клона. Официальная позиция по вопросу «зачем купили» не озвучена, но все резонно домысливают, что Facebook боится повторения истории Snapchat — какой бы ни была странной и элементарной фича, если она цепляет аудиторию, из неё может родиться серьезный конкурент.
На первый взгляд, резон покупки корпорацией прямо противоречит потенциальной причине продажи стартапа владельцами. Если Голиаф может победить Давида за неделю, то зачем тратить деньги на покупку? Если у стартапа есть шансы на многомиллиардное IPO — зачем сдаваться на первом шаге. Объяснить такое противоречие можно двумя способами, в жизни свою роль могли сыграть оба.
Во-первых, у участников сделки совершенно разный подход к рискам и их оценке. Facebook уже такая большая компания, что чувств у нее нет, всё решает арифметика: если есть 1%-я вероятность, что tbh дорастет до IPO и, скажем, $50 млрд оценки, то любая покупка дешевле $500 млн выгодна, дешевле 100 надо отрывать с руками. Для основателей же на одной чаше весов сумма достаточная для безбедного остатка жизни прямо сейчас, на другой — годы борьбы, чтобы с вероятностью 1% денег хватило ещё и праправнукам, и разбитое корыто в остальных 99% случаев. Люди не корпорации, арифметика решает не всегда, но выбор «сдаться» кажется вполне обоснованным.
Во-вторых, маркетинговый ресурс Facebook неограничен, но не бесплатен. Возможно, компания ничего не боялась, была уверена в своем успехе, но прикинула бюджет на продвижение клона и была рада любой сделке на меньшую сумму.
Так или иначе, это уже история, остается только ждать, в каком виде приложение дойдет до России. Кстати, если кто-то хочет склонировать интересный западный продукт, то возможность лучше появится не скоро.
Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный ежедневно публикует авторские обзоры стартапов на своей странице во ВКонтакте. Этот обзор из серии «Стартап дня» он написал специально для Forbes.