Конкурс стартапов Forbes: производитель еды победил интернет-проекты
30 мая Forbes объявил имена победителей 3-го конкурса стартапов. В состязании участвовали 11 компаний. Наиболее широко среди них представлены интернет-сервисы, но есть также производители продуктов питания, устройств для ориентации в пространстве и организаторы спортивных игр.
Все эти компании в ноябре 2012 жюри конкурса выдвинуло в полуфинал. Каждый участник получил право в течение следующих семи месяцев публиковать посты в специальном блоге на нашем сайте, где рассказывал о своих идеях, достижениях и проблемах.
23 мая мы подвели итоги работы стартапов в жизни и на сайте. На закрытом заседании жюри выбрало трех лидеров. Победителем конкурса стала компания BioFoodLab Елены Шифриной. За присуждение первого места этой компании проголосовали 4 члена жюри, 2 участника голосования выступили за второе и 3 — за третье место.
Эта компания — единственный стартап среди наших финалистов, который занимается производством продуктов питания: батончиков из орехов, сухофруктов и пряностей без сахара, консервантов и других химических добавок. Елена, единственный собственник компании, вложила 5 млн рублей из собственных средств, в апреле 2013 года вышла на операционную прибыль.
В месяц компания продает около 40 000 батончиков (розничная цена около 100 рублей) в «Азбуке вкуса», «Глобусе Гурме», супермаркете в «Цветном», кофейнях Pinkberry, Correas и Healthy Food.
Второе место заняла компания DocDoc Дмитрия Петрухина. Сервис получил 4 голоса за первое место, 2 — за второе и 1 — за третье. Компания разработала сервис для поиска врачей. Сейчас ресурс располагает базой из 2500 специалистов, каждому из которых присвоен рейтинг, который определяется уровнем образования, стажем и отзывами клиентов. Ресурс получает отчисления от каждого посещения врача, которого клиент нашел через сайт. В апреле компания вышла на операционную окупаемость, ежемесячный оборот за полгода вырос в три раза до 1,4 млн. рублей. Недавно Петрухин запустил аналогичный ресурс по поиску мастеров красоты.
Третье место жюри присудило компании YouDo Алексея Гидирима и Дениса Кутергина (1 голос за первое место, 4 — за второе и 3 - за третье). Компания создала портал для поиска исполнителей разовых поручений по территориальному принципу. За полгода ежемесячный оборот увеличился в пять раз, а средний чек — более чем вдвое и составляет сейчас более 1300 рублей. Сервисом как источником работы пользуются почти 2000 активных исполнителей. Стартап доставляет товары из 200 московских интернет-магазинов.
Наименьшее количество голосов жюри (1 голос за первое место) получила «Российская футбольная лига» — проект по организации всероссийского чемпионата по футболу для любительских и корпоративных команд. Лидер стартапа Алексей Киселев за полгода запустил сайт rfll.ru и открыл набор команд-участников и свободных игроков. На сегодня зарегистрировано 800 команд, 75 из которых — из Самары. РФЛ также договорилась с Российским футбольным союзом о проведении турнира в 2014 году, а также с сайтом Чемпионат.com об информационном партнерстве.
В завершение — пара слов о судьбе финалистов прошлого сезона. Победитель прошлогоднего конкурса стартапов, компания «Все Cвое», поставщик деревенских продуктов, ввел в свой ассортимент 50 новых позиций, открыл филиал в Тюмени и в апреле 2013 года продал контрольный пакет бывшему топ-менеджеру «Альфа-Групп» и «Евраза» Юрию Черчену, который пообещал инвестировать в бизнес $15 млн (сумму сделки стороны не раскрывают).
Серебряный призер прошлогоднего конкурса — проект «Кнопка жизни», сервис для пожилых людей. За прошедший год компания вышла на операционную окупаемость, количество ее клиентов приблизилось к 10 000 человек. «Кнопка жизни» открыла филиал в Санкт-Петербурге, продала франшизу в Пермь, Новосибирск, Белгород и Красноярск и вместе с компанией АйТи, ВШЭ и Центром Алмазова разрабатывает систему удаленного мониторинга состояния кардиобольных.
Бронзовый призер предыдущего конкурса — социальный будильник budist.ru — недавно зарегистрировал миллионного пользователя, занял первую позицию в разделе «Топ бесплатных» AppStore и Windows Phone Store в категории «Лучшие оценки», а доля мобильного трафика в проекте выросла с 20% до 75%. Год назад ежедневно budist.ru будил 5000 клиентов, сейчас — около 80 000.
Главный и в некотором смысле парадоксальный вывод, который мы сделали из результатов конкурса нынешнего года, — сколько бы ни было среди участников технологических и IT-стартапов и какими бы оригинальными ни были их идеи, лидером становится производитель сравнительно простого продукта, который умеет его правильно преподнести и продать.
Второй любопытный вывод — первое место досталось единственной даме среди участников конкурса, ведущей бизнес самостоятельно (стартап «Восход солнца», оператора детских садов, который в финал не попал, развивают трое партнеров, двое из которых — женщины).
Еще один вывод, который мы сделали, скорее похож на сожаление: в тройку лидеров в отличие от прошлогоднего конкурса не попал социально значимый проект — стартап «Тактильное зрение», который возглавляет Денис Петрыкин. Разработчик устройств для ориентации слабовидящих на основе тактильных ощущений за полгода успел провести апробацию устройства для слабовидящих в виде пояса с тактильной матрицей (стоимость $1000), осознал, что рынку требуется более простая и дешевая модификация. Не так давно завершено предварительное тестирование опытных образцов в виде перчаток и очков (стоимость $200) и достигнуты предварительные договоренности с несколькими региональными обществами слепых. Мы очень надеемся, что эта компания вырастет в серьезный бизнес.
Дата начала сбора заявок на участие в следующем конкурсе будет объявлена осенью 2013 года.