К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Облако рабочей силы: как сайт YouDo хочет заработать на желании бизнеса сэкономить

Фото Fotobank / Getty Images
Фото Fotobank / Getty Images
Основатели стартапа YouDo.com Алексей Гидирим и Денис Кутергин создали крупнейший в России сайт по подбору исполнителей для разовых поручений. Смогут ли они его монетизировать?

Накануне акции протеста «Марш за права москвичей», запланированной на 2 марта 2013 года, на сайте Youdo.com появилось нетривиальное объявление. Неизвестный разыскивал пятерых добровольцев, каждый из которых согласился бы потратить полчаса на то, чтобы за 400 рублей пройти от станции метро «Кропоткинская» до Пушкинской площади. Никаких флагов нести было не нужно, не требовалось кричать никаких лозунгов.

Не думайте, YouDo.com никоим образом не связан с политикой. Подобного рода объявления скорее исключение, чем правило, и свидетельство политической беспристрастности модераторов. Ресурс предоставляет возможность заказчику найти подходящего исполнителя для разовых поручений, в первую очередь по расположению. Система также умеет в автоматическом режиме подбирать для потенциальных исполнителей наиболее предпочтительные по характеру работы задания.

Ресурс создали в апреле 2012 года предприниматели Алексей Гидирим и Денис Кутергин. Сейчас в базе YouDo — более 1000 исполнителей. В день обрабатывается порядка 300 поручений. По итогам работы за неполный 2012 год объем операций на YouDo составил $320 000. Как за короткий срок предприниматели достигли таких результатов?

 

Предыстория

Алексей Гидирим, которому сейчас 30 лет, занялся бизнесом еще во время учебы в институте — торговал через интернет сувенирными автомобильными номерами с разными забавными надписями. Его будущий партнер Денис Кутергин ушел в интернет-бизнес прямо со студенческой скамьи. Потомственный военный отчислился с пятого курса Голицынского института ФСБ. Свободный от обязательств перед собой и семьей Кутергин устроился работать в один из интернет-проектов Гидирима. Там будущие партнеры и познакомились.

Идея YouDo родилась у молодых людей спонтанно и позже пережила несколько реинкарнаций. На одной из вечеринок между Гидиримом и его друзьями возникла дискуссия, почему белые «мерседесы» в Москве стоят дороже, чем черные. «Мы стали рассуждать о том, как можно повлиять на снижение цены на белые автомобили, — шутит Гидирим. — Пытались придумать какой-нибудь флешмоб, раскрасить «мерседесы» в белый цвет, чтобы побудить дилеров выравнять цены». Так родилась идея создать в интернете площадку, где желающие могли бы найти исполнителей для разных неординарных поручений. Задумку с автомобилем не реализовали, а идея интернет-бизнеса до поры до времени легла «в стол».

 

В конце 2008 года Гидирим и Кутергин зарегистрировали домен YouDo.ru. Предприниматели решили зарабатывать на организации по заказу крупных компаний конкурсов для привлечения потока потребителей. На YouDo.ru от имени заказчика анонсировался конкурс, к примеру, на лучший логотип, слоган или рекламный плакат для бренда. Заинтересованные в получении денежного приза посетители сайта выполняли поставленное задание. В среднем каждый конкурс приносил организаторам около 300 000 рублей. Услугами YouDo.ru воспользовались Unilever, Toshiba, Nestle, ABBYY и «Билайн». За два с половиной года работы предпринимателям удалось окупить инвестиции в размере $600 000.

Вскоре Гидирим и Кутергин встали перед проблемой масштабирования и выхода за пределы столицы и оказались в тупике. «У нас получился локальный московский ресурс. В любом другом городе нам пришлось бы начинать с нуля. Плюс мы сильно переоценили объем этого рынка — он оказался меньше, чем мы предполагали», — сетует Денис Кутергин. «Мы понимали, что мы сгораем как предприниматели, делаем что-то явно не то», — вторит партнеру Алексей Гидирим.

Реинкарнация

Проект хотелось закрыть, но грех было не воспользоваться наработанным опытом и технической базой. Чтобы не попадать в одну и ту же ловушку дважды, предприниматели решили создать сервис, который не был бы привязан к конкретным заказчикам и региону. Идею снова подсказали друзья. Все в один голос говорили о проблеме поиска людей для выполнения небольших разовых поручений. Таких услуг, да еще и с гарантией, на российском рынке не предлагал практически никто. Поиск незнакомых исполнителей на виртуальных досках объявлений часто оборачивался неприятностями. Задачу сформулировали просто: ресурс должен предоставлять проверенных работников, достаточно разнообразный спектр выполняемых поручений и давать гарантию быстрого выполнения задания. Так вместо YouDo.ru появился YouDo.com.

 

К моменту его появления идею уже успели реализовать за рубежом. Так в США с 2008 года успешно функционирует портал под названием Taskrabbit.com, позволяющий найти живущего поблизости исполнителя разовых поручений.  Основатели YouDo.сom изучили зарубежный опыт и внесли свои коррективы.  В частности, обсуждение финансовых вопросов решили сделать максимально прозрачным до заключения сделки: Taskrabbit.com использует аукционную систему, и заказчик заранее не может узнать стоимость, за которую исполнитель готов выполнить задание, а исполнитель не в курсе, сколько заказчик готов заплатить.

Работу своего ресурса предприниматели организовали следующим образом. Любой желающий сделать заказ оставляет на сайте задание, которое необходимо выполнить, с указанием места и времени выполнения и размера оплаты. Система автоматически выбирает из базы исполнителей тех, кто находится поблизости и «подписан» на выполнение данного типа поручений, к примеру, мытье окон, помощь с переездом или доставку корреспонденции. Все отобранные программой исполнители получают push-уведомление, СМС или письмо по электронной почте (большинство исполнителей пользуются смартфоном, в который загружено специальное приложение).

Любой исполнитель, которого заинтересовало задание, отправляет заказчику сообщение, где предлагает себя в качестве кандидата. Заказчик имеет возможность выбрать из нескольких исполнителей. В предложении каждого исполнителя содержится краткая информация о нем — фото, возраст, размер желаемого вознаграждения, отзывы о работе от предыдущих заказчиков. С того момента, когда заказчик сделал свой выбор, на YouDo.com автоматически направляется уведомление о начале выполнения задания. После того как задание выполнено, заказчик или исполнитель имеют право его «закрыть», а другая сторона должна подтвердить, что задание выполнено.

Как владельцам сервиса удается контролировать выполнение задания и повысить доверие к виртуальным исполнителям? Все потенциальные исполнители проходят личное собеседование с менеджерами сервиса. Некоторых просят предъявить трудовые книжки и рекомендации с предыдущего места работы. «У нас очень жесткие правила. Если ты не выполнил хотя бы три задания, при этом получил негативные отзывы, то автоматически вылетаешь из системы», — говорит Денис Кутергин. Если исполнитель не успел, не приехал и не предупредил, да еще получил негативный отзыв, то он также удаляется из базы YouDo. Работа с исполнителями, пожалуй, самая ресурсоемкая часть деятельности менеджеров Youdo. «В нашей стране народ недоверчивый, наученный горьким опытом 1990-х, когда за побрякушку могли лишить жизни. У многих может встать вопрос, исключены ли встречи с мошенниками или наводчиками», — беспокоится партнер кадрового агентства Cornerstone Виктория Филиппова.

Результат, впрочем, выглядит оптимистично: сейчас на сайте зарегистрировано более 3000 активных заказчиков, которые в среднем обращаются к услугам YouDo.com раз в неделю. Самая популярная услуга — экспресс-доставка. Одно курьерское поручение выполняется в течение 90-120 минут и стоит от 350 до 450 рублей в зависимости от расстояния.

 

Главные потребители этой услуги — небольшие фирмы. «Нам невыгодно содержать курьера. Часто мы находим на портале дизайнера для выполнения разовых заданий, например, для изготовления визиток. А однажды нам понадобился гардеробщик на мероприятие, причем требовалось, чтобы он выглядел солидно. Его мы быстро нашли», — говорит совладелец креативного агентства effix communications Тамара Мори. Владелец интернет-магазина Apple Store-msk  Марат Гаджиалиев вспоминает, как однажды удачно нашел через YouDo.com мастера для проведения косметического ремонта в офисе. Однако «заточенность» под мелкие разовые услуги ограничивает экономические возможности портала и делает его менее привлекательным для исполнителей поручений. «На мой взгляд, пока YouDo предоставляет мало хорошо оплачиваемых поручений. Может быть, в будущем их будет больше», — говорит Виктория Филиппова из  Cornerstone.

Без комиссии

В течение первых месяцев работы доход YouDo.com складывался из комиссии (10%) от стоимости каждого поручения. Однако в феврале 2013 года предприниматели отказались от взимания комиссии за поручения. Главная цель — максимально быстро нарастить базу заказчиков и исполнителей, а затем вернуться к взиманию платы за посредничество. К концу 2013 года владельцы YouDo.com хотят увеличить количество поручений до 1500 в день, то есть в пять раз по сравнению с настоящим моментом. «Когда мы утвердимся на рынке, то сможем начать грамотную монетизацию», — поясняет Алексей Гидирим.

Впрочем, некоторые «большие братья», работающие в ближайших сегментах рынка, относятся к перспективам YouDo скептически. «Ниша на рынке для таких компаний пока есть, но перспективы ограничены. Некоторое время они смогут вести многогранную деятельность, но затем обязательно встанет проблема выбора. Успешный бизнес требует концентрации, надо будет определить  приоритетный сегмент, а остальные свернуть», — считает генеральный директор курьерской компании City Express Алексей Кичатов. Денис Кутергин парирует: «По модели, которую в свое время применили создатели ресурса Taskrabbit.com, работают уже более 50 проектов». Не так давно на сайте Free-lance.ru появилось объявление о поиске команды для разработки под ключ «сайта-аналога YouDo.com». Предварительный бюджет проекта — 150 000 рублей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+