К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет — 2024

Егише Варданян (слева) и Артем Галихайдаров — основатели сервиса подбора витаминов Halsa (Фото DR)
Егише Варданян (слева) и Артем Галихайдаров — основатели сервиса подбора витаминов Halsa (Фото DR)
Молодые предприниматели, которые занимаются подбором витаминов, помогают найти работу и контакты заказчиков, развивают сеть фотостудий без фотографов, строят онлайн-школу и цифровую платформу для врачей и пациентов в Индии, разрабатывают аналог Tinder, продукты для геймеров, а также ИИ-тренера по английскому языку и финтех для блогеров — в новом лонг-листе рейтинга российского Forbes

Forbes представил ежегодный список из 100 номинантов на участие в рейтинге самых перспективных россиян моложе 30 лет. Категория «Предприниматели» — профильная для нашей редакции. Составлять лонг-лист кандидатов нам помогали эксперты — вместе с ними мы оценивали перспективы стартаперов, включая тех, кто прислал заявку на участие в проекте. 

При выборе мы учитывали потенциал бизнеса, текущие финансовые показатели, его инвестиционную привлекательность и соответствие трендам времени. В итоговую десятку попали предприниматели из сфер дейтинга, медицины, образования, фотографии и др. Подробнее о самых перспективных бизнесменах России до 30 лет — в фотогалерее.

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться
Основатели сервиса поиска работы Сareerspace Ярослав и Арина Хромовы

Основатели сервиса поиска работы Сareerspace Ярослав и Арина Хромовы

Долгий путь. Арина (28 лет) окончила факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ, а Ярослав (27 лет) — географический факультет МГУ. До запуска Careerspace Ярослав успел поработать аналитиком по геомаркетинговым исследованиям в компании GfK, а позже возглавлял отделы продуктовой аналитики в сервисе для заправки автомобиля Turbo «Газпромнефти» и сервисе для дальнобойщиков Fura. Арина работала аналитиком в Spencer Stuart, затем — менеджером проектов в Ward Howell. Эти компании занимаются поиском управленцев высшего звена.

IT+HR. К запуску сервиса поиска работы супругов подтолкнуло удачное сочетание компетенций: у Ярослава была экспертиза в IT-продуктах, а у Арины — в HR. Предприниматели вложили в запуск проекта 300 000 рублей из личных сбережений. Сначала сервис Careerspace был доской для белых воротничков, который зарабатывал на размещении вакансий, описывает Хромова. В феврале 2022 года компания привлекла $100 000 от основателя сервиса онлайн-консультаций с врачами «СберЗдоровье» Дмитрия Петрухина и на них доработала продукт, запустив платный сервис карьерной поддержки. За сумму от 8000 до 50 000 рублей он стал сопровождать соискателя на всех этапах поиска работы вплоть до выхода на новое место. Эта модель стала основным драйвером роста компании.

Большие планы. По словам Хромовой, Careerspace растет втрое год к году. Она называет главным конкурентным преимуществом удобство для пользователей. Например, стартап разработал алгоритм, который рассчитывал зарплатные вилки ко всем позициям, настроил индивидуальную ленту вакансий для каждого пользователя в зависимости от его опыта и целей. В 2023 году у Careerspace было около 3000 b2c-клиентов, а в 2024-м компания планирует увеличить число до 8000. Среди b2b-клиентов проекта — «Яндекс», Avito, МТС, «Ростелеком», Skyeng. За прошлый год компания выручила более 50 млн рублей, а в этом, исходя из результатов первого квартала, рассчитывает на 120–150 млн рублей.

Соосновательница приложения для знакомств Twinby Вероника Яковлева

Соосновательница приложения для знакомств Twinby Вероника Яковлева

Бэкграунд. Вероника Яковлева (29 лет) обратила внимание на сферу дейтинга, когда училась по направлению экономической социологии в НИУ ВШЭ. Но тогда дальше «полета фантазии» дело не зашло. Окончив вуз, она стала посещать стартап-мероприятия и конференции, а вскоре знакомый позвал ее запускать проект U-robot — приложение — конструктор чат-ботов для мессенджеров. Сервис ориентировался на офлайн-бизнес, но так и не вышел в свет из-за пандемии коронавируса.

Научный подход. В U-robot Яковлева познакомилась с Валерием Климовым — тоже выпускником «Вышки», который отвечал в проекте за маркетинг. После неуспеха U-robot вместе они стали обсуждать новые бизнес-идеи, и Вероника вспомнила о дейтинге. Партнерам захотелось придумать проект, который отличался бы от уже существующих приложений знакомств. Они решили делать ставку на «мэтчинг» пользователей по их психологическим характеристикам — и в 2020-м вместе с лабораторией прикладного сетевого анализа «Вышки» стали изучать применение типологии личностей в рекомендательных системах.

Технологии любви. Всего на тестирование гипотезы с психологическим «мэтчингом» ушло два года и около $2 млн из накоплений Климова, а также средств от его друзей и родственников. Twinby запустился в июне 2023 года. Его фишкой стал анализ на совместимость: пользователю при регистрации нужно ответить на 10 вопросов, после чего сервис покажет процент «мэтчинга» с партнером.

Первые инвестиции. На руку Twinby сыграл уход из России иностранных сервисов знакомств Tinder, Bumble и Badoo. В ноябре 2023-го стартап привлек 150 млн рублей от фонда Impact Capital, бывшего техдиректора InDrive Александра Бурцева и др. Стартап оценили в 5 млрд рублей. По собственным данным Twinby, за первые девять месяцев работы приложение скачали 3 млн человек. Помогла в том числе реклама у блогеров: о сервисе рассказывали рэпер Моргенштерн (признан иноагентом), Ксения Собчак и другие. В январе 2024 года Twinby подключил подписку, а в феврале запустил рекламные интеграции. Сейчас его месячная выручка, по собственным данным, составляет около $250 000. Климов отвечает в проекте за инвестиции и маркетинг, Яковлева — за продукт и операционную деятельность.

Сооснователь и CEO платформы Lifetime Health Константин Рябцев

Сооснователь и CEO платформы Lifetime Health Константин Рябцев

Личная история. Константин Рябцев (29 лет) окончил бакалавриат Московской академии предпринимательства по специальности «мировая экономика». После работал в продуктовом маркетинге в телеком-компании «ЭР-Телеком» и в VK. Но всегда мечтал о своем деле. К биотех-сфере его подтолкнула личная история: в 18 лет Рябцеву поставили серьезный диагноз — экстрасистолия (нарушение ритма сердца, проявляющееся в его преждевременном сокращении). Ему провели операцию в Германии, и после он много размышлял о происходящем в отечественной медицине. «Я приходил в разные клиники и часто сталкивался с некомпетентностью врачей», — рассказывал он Forbes. Но дальше мыслей дело не заходило. Кстати, позже Рябцев окончил магистратуру Сеченовского университета по программе «Биотехнология».

Начало. Идея бизнеса сформировалась к 2019 году. Рябцев придумал создать маркетплейс, где можно записаться на сдачу анализов в лабораториях, сравнивать цены, а также загружать результаты в личный кабинет и подбирать с помощью чат-бота чекапы — так в мае 2020-го появился Lifetime+. В проект поверил сооснователь «ЭР-Телекома» Михаил Воробьев. На раннем этапе он вложил 5 млн рублей, а суммарно за все время — 150 млн рублей.

Кризис. На фоне пандемии стартап трансформировался в цифровую лабораторию по забору анализов на дому и доставке в партнерские лаборатории. Выручка Lifetime+ в месяц выросла до 10 млн рублей, а к началу 2022-го — до 30 млн рублей. Для продолжения развития компании нужны были инвестиции, и Рябцев вел переговоры с фондами. Но после событий февраля 2022 года так и не смог с ними договориться, в итоге закрыл проект.

Индийская история. В октябре 2023 года Рябцев открыл компанию с обновленным названием Lifetime Health в Индии. На новом рынке сервис позволяет заказать забор биоматериалов для анализов на дом, а также предлагает услуги экспресс-диагностики, физиотерапевтические процедуры и сестринский уход. Кроме того, Lifetime Health предлагает «цифровое рабочее место» для врачей и клиник. На запуск сервиса Рябцев и Воробьев привлекли $600 000 от венчурного фонда SharesPro Ventures, разработчика софта для медицины Orion Health и экс-директора регистратора доменных имен REG.RU Алексея Королюка. А в начале 2024-го Lifetime Health получил еще $700 000 от венчурного фонда The Garage Syndicate и основателя IT-компании «Первый Бит» Антона Долгова. Сейчас у сервиса 6000 зарегистрированных пользователей и 200 клиник-партнеров.

Сооснователь онлайн-школы Karpov.Courses Михаил Серегин

Сооснователь онлайн-школы Karpov.Courses Михаил Серегин

Несостоявшийся психофизиолог. Михаил Серегин (28 лет) учился по направлению психофизиологии в МГУ, но работать по профессии не стал — разочаровался в науке. Студентом прошел курс анализа данных и в итоге ушел в это с головой. Впоследствии он работал аналитиком данных в рекламной компании Criteo, продакт-менеджером в аналитике «Яндекса» и менеджером по продукту в Delivery Club.

Простой план. В сферу образования Серегин пришел случайно, попав вместе с коллегой по «Яндексу» и другом Бесланом Курашовым куратором в Школу менеджеров «Яндекса». Потом Высшая школа экономики позвала их создавать курс дополнительного профессионального образования по направлению аналитики данных. «В определенный момент мы поняли, что очень много денег проходит мимо нас: нам платят какие-то суммы, но если умножить количество студентов на стоимость курса, получатся совсем другие бюджеты <...> Поэтому план был простой: перестать отдавать большую часть денег школе, организоваться и забирать все деньги самим», — рассказывал Серегин о том, как задумался о собственной школе, подкасту «Научили». Параллельно похожая идея пришла его знакомому Анатолию Карпову — тоже выпускнику психфака, переучившемуся на аналитика данных. Втроем — Серегин, Карпов и Курашов — решили объединить усилия.

Старт. Школа появилась в 2020 году и получила название Karpov.Courses: у Карпова уже был свой популярный бесплатный курс по математической статистике, и партнеры решили, что с таким названием будет проще привлекать аудиторию. На запуск хватило накоплений основателей — школа и в дальнейшем не привлекала инвестиции, развиваясь на свои. Первым стал курс «Аналитик данных», в дальнейшем появились программы по машинному обучению, системному дизайну и др. Партнеры выпускали некоторые материалы бесплатно — и это помогало привлекать аудиторию.

Рост. За небольшой срок Karpov.Courses стала заметным игроком edtech-рынка. C 2019-го годовая выручка школы выросла с 18 млн до более чем 400 млн рублей, причем в 2023-м показатель увеличился вдвое год к году. По словам Серегина, этому способствовал запуск университетских программ и b2b-контракты. Проект уже поднялся на 17-е место в сегменте допобразования в России, согласно Smart Ranking, и продолжает идти в гору. Серегин отвечает в нем за финансовое планирование и рост.

Цитата. «Чтобы стать успешным бизнесом, не обязательно брать самую большую аудиторию на планете. Можно взять узкую аудиторию — и хорошо с ней работать», — говорит Серегин.

Основатель разработчика сервисов для геймеров ex corp. Павел Дунаев

Основатель разработчика сервисов для геймеров ex corp. Павел Дунаев

Из геймера в предприниматели. Павел Дунаев (28 лет) окончил физический факультет Пермского государственного национального исследовательского университета. Будучи студентом, он много играл в Counter-Strike. В 2013 году в игре стал доступен обмен предметами между игроками. «Вокруг этого постепенно возник стихийный рынок, где пользователи искали друг друга на различных форумах и договаривались о сделках», — вспоминает Дунаев. Геймеру было неинтересно искать дешевые скины (предметы, изменяющие внешний вид персонажа) и обменивать их на более дорогие. И он начал разработку алгоритма, который помогал оценивать предметы и предсказывать изменение цен на них в будущем. К 2016 году увлечение переросло в бизнес — Дунаев запустил маркетплейс CS.MONEY для обмена скинами, стикерами и внутриигровыми предметами.

Игровая империя. Со временем бизнес Дунаева разросся до игрового холдинга, который получил название ex corp. Он объединил CS.MONEY, тренера scope.gg на базе искусственного интеллекта для игроков Counter-Strike, а также сервис для геймификации бизнеса lvl.io (команда придумывает и разрабатывает игровые механики для повышения вовлеченности клиентов), запущенный в 2023 году, и др. Штаб-квартира бизнеса находится на Кипре.

Цифры. Основная часть доходов ex corp. приходится на CS.MONEY. В 2023 году выручка маркетплейса составила почти $20 млн, по данным самой компании. Комиссия площадки варьируется от 2% до 13%. Выручка, однако, сократилась с 2020 года, когда она превышала $30 млн. Дунаев объясняет это взломом CS.MONEY в 2022 году, когда часть пользователей потеряли свои игровые предметы, а также падением рынка. Но он постепенно диверсифицирует доходы, например в 2023-м больше $1 млн принес lvl.io.

Инвестор. Дунаев также активно инвестирует в технологические и игровые стартапы. Например, он стал одним из ранних инвесторов финтех-компании Revolut, с 2021 года участвует как LP в венчурных фондах Davidovs VC Николая Давыдова и The Games Fund Марии Кочмолы.

Сооснователи стартапов Medframe и SalesDriver Артем Бакрадзе и Егор Изгаршев

Сооснователи стартапов Medframe и SalesDriver Артем Бакрадзе и Егор Изгаршев

Бизнес по дружбе. Артем Бакрадзе (28 лет) и Егор Изгаршев (28 лет) подружились еще в школе. После Бакрадзе поступил на мехмат МГУ, а Изгаршев — на «информационную безопасность» в Бауманку. На первом курсе они открыли интернет-магазин радиоуправляемых моделей QuadroZone. Друзьям понравилось работать вместе. «Мы думали, чем заниматься дальше, у нас не было никаких сомнений, что это будет новый бизнес. Только в этот раз решили делать что-то более наукоемкое и интересное», — вспоминает Бакрадзе. И в 2021 году они запустили Medframe — платформу по агрегации и структуризации медицинских данных для обучения искусственного интеллекта (ИИ). На разработку ушло полтора года, с 2019-го, и около 3 млн рублей из того, что удалось накопить на первом бизнесе и проектных подработках. Столько же стартаперы получили в виде гранта от Фонда содействия инновациям. Также Бакрадзе и Изгаршев прошли акселератор Sber500.

Принцип работы. Medframe договаривается с клиниками по всему миру о передаче анонимных медицинских данных и находит клиентов, которым нужны эти данные для разработки ИИ-моделей. Сейчас у сервиса более 500 поставщиков данных, включая клиники из Бразилии, Индии, США и еще девяти стран. Среди клиентов Medframe — компании Qure.ai, Vega Imaging Informatics и Medcase. В 2023-м его выручка превысила $200 000, а прибыль — $45 000. В планах на этот год — $500 000 выручки.

Новый проект. В июле 2023 года Бакрадзе и Изгаршев запустили еще один проект — сервис SalesDriver. С помощью ИИ платформа находит релевантные контакты в разных странах под конкретную задачу заказчика. Затем SalesDriver берет на себя коммуникацию вплоть до назначения Zoom-встреч. Сейчас решение приносит порядка $16 000 в месяц. В процессе подписания — два годовых контракта с израильскими медтех-компаниями, говорит Бакрадзе.

Основатель сервиса финансирования блогеров Fundmates Илья Дронов

Основатель сервиса финансирования блогеров Fundmates Илья Дронов

Разработчик из VK. Илья Дронов (29 лет) учился в Университете ИТМО на кафедре компьютерных технологий. В 2013 году, во время обучения на втором курсе, он выиграл конкурс от Mail.ru Group (сейчас VK) на разработку приложения и попал на стажировку в компанию. За три года Дронов вырос до лида разработки мессенджера TamTam от VK. В 2017 году он перешел на позицию продакт-директора в сервис доставки продуктов для здорового питания GrowFood, который основал его однокурсник Даниэль Гальпер.

Финтех для блогеров. В 2021 году Дронов переехал в США и запустил свой бизнес. Поначалу это была платформа «наподобие Tinder» для блогеров, где они могли найти коллег для коллабораций и за счет этого расти, рассказывает он. Но стартап не полетел, и Дронов решил сменить бизнес-модель. В 2022 году проект получил название Fundmates и трансформировался в платформу, где подписчики могут инвестировать в блогера и получать часть его будущего дохода. Но привлекать деньги таким способом инфлюенсерам было сложно и долго. В итоге стартап начал сам привлекать капитал у инвесторов и вкладывать его в блогеров. Сейчас Fundmates работает с американскими ютуберами, у которых не менее 500 000 подписчиков, и берет в обмен на финансирование от 15% до 45% их рекламных доходов. Ключевая технология сервиса — собственная скоринговая система для оценки блогеров.

Первые деньги. За полгода, с середины 2023-го, Fundmates выдал $1,5 млн более чем 30 блогерам. По словам Дронова, сейчас месячная выручка сервиса составляет около $100 000. В начале 2024 года Fundmates привлек $2 млн от частных инвесторов, среди которых Даниэль Гальпер, синдикат D&P Алексея Довжикова, сооснователь сервиса AI Factory (был куплен компанией Snap) Григорий Ткаченко и другие. В этом году Дронов планирует профинансировать блогеров на $10 млн.

Соосновательница сети фотостудий UU Наталья Локшина

Соосновательница сети фотостудий UU Наталья Локшина

Искренность в ч/б. Наталья Локшина родилась в Екатеринбурге. Она с детства увлекалась фотографией и изучала ее в Британской школе дизайна — с 2018 по 2020 год училась там на куратора в сфере современного искусства. Идея открыть фотоателье автопортрета пришла Локшиной и ее мужу Павлу Конищеву в 2021 году, когда они посетили студию «Self Портрет», которая работала в формате «без фотографа». Наталья захотела создать проект в похожем формате, но не с цветными, а с черно-белыми снимками. Они казались ей более искренними.

Экспансия. В мае 2021-го открылась первая студия UU. В запуск супруги вложили 300 000 рублей из своих накоплений. В ателье нет фотографа — человек снимает себя сам через зеркало, спуская затвор фотоаппарата с помощью кликера. В 2022 году пара уехала в Израиль и в июне открыла вторую UU в Тель-Авиве. На запуск потратили 1,2 млн рублей из прибыли российского бизнеса. В сентябре 2022 года UU открылась в Москве, а в августе следующего года — в Санкт-Петербурге.

Новое направление. В апреле 2023-го предприниматели запустили стартап Peep — это мобильная фотостудия автопортрета с софтом компании и автоматической обработкой снимков. Инвестиции в проект составили 3,7 млн рублей. Peep на свои мероприятия уже арендовали Альфа-банк, «Сбер», сервис каршеринга «Делимобиль» и другие. В 2023-м выручка всей компании составила около 100 млн рублей, а прибыль — 70 млн рублей. Половину дохода сейчас приносит московская студия.

Будущее. По словам Локшиной, компания получила более 1500 запросов на франшизу UU. Но основатели пока не планируют переходить на эту модель, чтобы не потерять в качестве. В планах на 2024-й — развивать проект Peep.

Основатели ИИ-тренера по английскому языку Fluently Станислав Беляев и Юрий Ребрик

Основатели ИИ-тренера по английскому языку Fluently Станислав Беляев и Юрий Ребрик

Стажеры. Станислав Беляев (27 лет) и Юрий Ребрик (26 лет) — выпускники факультета компьютерных наук Высшей школы экономики. По окончании вуза оба стажировались в зарубежных компаниях, включая Google и Nvidia. По словам Ребрика, чтобы туда попасть, они подавали заявки через официальные сайты компаний и далее проходили несколько раундов собеседований.

Стартаперы. В 2020 году друзья с партнерами запустили первый совместный бизнес — платформу Myna Labs (сейчас Neiro.ai) на базе искусственного интеллекта. Она позволяет генерировать маркетинговые видео на разных языках и цифровых аватаров. Но в 2022 году оба вышли из проекта, а в июне 2023-го запустили Fluently — приложение на базе искусственного интеллекта, которое помогает совершенствовать произношение на английском языке. Для этого сервис анализирует речь пользователя в Zoom и дает ему мгновенную обратную связь. Продукт родился из собственной потребности, рассказал Forbes Ребрик. Он занял позицию СЕО, а Беляев — СТО.

Y Combinator. Проект находится на стадии бета-теста, но уже показывает впечатляющие результаты. В начале 2024 года Fluently прошел престижный американский акселератор Y Combinator. К марту компания привлекла $2 млн от ряда инвесторов, включая сам Y Combinator, который вложил $500 000. В раунде также принял участие основатель облачного хранилища Dropbox Араш Фердовски и ряд зарубежных фондов, рассказал Forbes Ребрик.

Основатели сервиса подбора витаминов Halsa Егише Варданян и Артем Галихайдаров

Основатели сервиса подбора витаминов Halsa Егише Варданян и Артем Галихайдаров

Бизнес на витаминах. Артем Галихайдаров (30 лет) и Егише Варданян (27 лет) познакомились через общих друзей, когда искали партнеров для запуска бизнеса. В 2019 году, перебрав несколько идей, они придумали сервис подбора витаминов Halsa. Третьим учредителем стал основатель спортивной школы ilovesupersport Максим Журило (впоследствии он вышел из проекта).

Принцип работы. Вместе с врачами Halsa разработал опрос для формирования рекомендаций по витаминам с учетом целей покупателя, его образа жизни и состояния здоровья. Часть витаминов компания стала производить на контрактных производствах в России, другую — привозить из-за рубежа. Упаковку и фасовку Halsa делает самостоятельно.

Инвестиции. В 2022 году стартап привлек 42 млн рублей от частных инвесторов, включая президента фармкомпании «Нанолек» Владимира Христенко и сооснователя сервиса DocDoc Дмитрия Петрухина. В конце того же года компания отказалась от венчурной модели бизнеса (предполагает рост за счет инвестиций) и нацелилась на выход в прибыль. К этому подстегнул «крах венчурного рынка», рассказывает Варданян. «Работать на прибыль — честнее, чем на оценку. Ты должен делать настолько качественный продукт, чтобы за него платили ту самую премию, которая приводит к прибыли», — добавляет он.

Цифры. Приостановка доставки продукции iHerb в Россию в 2022 году создала благоприятную почву для сервисов подбора витаминов. И Halsa смог выбиться в лидеры: за 2023 год команда нарастила выручку почти в пять раз, до 500 млн рублей. В тот год компания расширила линейку, выпустив уходовую косметику с витаминами. За 2024-й основатели планируют выручить 1,5 млрд рублей — за счет выхода в СНГ и развития новых направлений.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+