К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Феномен Чичваркина

фото Oscar Mercaldi для Forbes
фото Oscar Mercaldi для Forbes
Почему именно Чичваркин для многих участников и наблюдателей игры под названием «Российский бизнес» был и остается ролевой моделью предпринимателя?

Лет семь тому назад, работая в другом журнале, я попытался выяснить у известных бизнесменов и топ-менеджеров, опыт каких компаний и предпринимателей им интересен. В моей анкете был пункт «настоящий успех». Имена в основном называли знаменитые и иностранные: Amazon, Google, Virgin, Сэм Уолтон, Джек Уэлч. Как же я удивился, когда Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко, владелец ресторанного холдинга «Росинтер» (в российском бизнесе с 1988 года), ответил: «Хотелось бы отметить Евгения Чичваркина. Он и его партнер действительно молодцы. Карьера Евгения — своеобразная «российская мечта» для молодых людей с потенциалом. Он доказал, что в нашей стране тоже можно достичь огромного успеха, если иметь смелость идти за своей мечтой».

В 2011 году на фокус-группах мы тестировали июльский выпуск Forbes, где была статья Чичваркина «Советы бывалого» — мини-руководство для желающих начать свой бизнес. За столом собрались десять человек разного пола и возраста: предприниматели, менеджеры, специалисты с высоким доходом. Все отметили сочинение экс-совладельца «Евросети» (с момента продажи компании прошло почти 3 года) как один из самых познавательных и полезных материалов номера. Наконец, в прошлом месяце мы опубликовали на своем сайте «Лондонский манифест Евгения Чичваркина» — политический текст с деловыми фрагментами. За две недели его прочитали свыше 168 000 человек, популярнее была только публикация «30 российских интернет-компаний: новый рейтинг Forbes». «Евгений прав, как всегда. Усвоив на каком-то генетическом уровне идеи и стиль незабвенного Тома Питерса, смог перенести все на российскую почву и получить хороший урожай», — оставил комментарий один из читателей, менеджер крупного автоцентра.

Везде и всегда в обществах находятся (или же общества их находят) персоны, воплощающие некие базовые модели поведения. Почему именно Чичваркин для многих участников и наблюдателей игры под названием «Российский бизнес» был и остается ролевой моделью предпринимателя? Попробуем разобраться.

 

«Евросеть» стартовала в конце 1990-х, когда время фантастически скорого обогащения (можно было купить несколько ящиков обуви на одной стороне московского проспекта и тут же с прибылью распродать на другой) давно минуло. Да, Чичваркин вышел на бурнорастущий, но и высококонкурентный рынок, где уже были игроки с весомыми капиталами. Однажды он, будучи на подъеме, высказал свое кредо: «Если кто-то где-то что-то продает, это означает, что у вас есть шанс встать рядом и продавать дешевле или лучше». Вот первая основная характеристика предпринимателя: человек, который видит, ищет, не упускает и создает возможности.

На пике успеха Чичваркина, казалось, «заносило». Подразумеваю не эпатажные выходки рекламного толка. К примеру, в какой-то момент он увлекся авторитарными лидерами. Мне Евгений рассказывал, с каким интересом читает указы Петра I, и объяснял, почему считает Сталина великолепным «эйчар»-менеджером. Портрет Сталина он даже нарисовал на крыле своего автомобиля. При всех своих анархистских замашках Чичваркин, как говорят, был весьма жестким руководителем. И сам не скрывал: «Я оцениваю людей по результатам. Все работники компании должны иметь свой голос, но свобода принимать решения — это уже карьерная награда». Получаем вторую составляющую предпринимателя: внешняя (рынок, потребители) гибкость, внутренняя (бизнес-процессы, сотрудники) жесткость.

 

Уехав из России, Чичваркин не покинул родное медиапространство, но выступал больше на политические темы. Я слышал от тех, кто общался с Евгением до эмиграции и встречал его в Лондоне, что Чичваркин, похоже, сдулся. И, может, его успех — всего лишь сочетание «нужного времени» и «нужного места»? Оказалось, он никак не проявлял себя, потому что: а) расслаблялся, б) выбирал, в) вместе с прежним партнером Тимуром Артемьевым готовился к новому старту. Бывший продавец мобильных телефонов превратился в розничного торговца марочными винами. И опять хочет если не всех порвать, то выйти из ряда вон. Зачем? Не проще ли грамотно разместить наличные средства, в том числе вложиться в существующие проекты и участвовать в управлении ими? Проще, но не так интересно, как «снова стать стартапером». И это третий компонент предпринимателя: готовность начинать, пробовать и рисковать как жизненная привычка. Бизнес нередко сравнивают с игрой. «Истинная цель игры не добывание денег, — напоминает американский психолог Ричард Фарсон в книге «Парадоксы лидерства». — Деньги лишь оживляют ее. Настоящая цель игры — само действие. Выигрыш, проигрыш — это уже следствие».

Конечно же, Евгений Чичваркин не уникален. Forbes постоянно пишет о молодых предпринимателях,  которые за несколько лет, вычислив свою нишу, добились заметного успеха (можно, например, вспомнить Евгения Демина из «Сплат» или Дмитрия Кибкало из «Мосигры»). Есть одно различие: Чичваркин, пусть и вынужденно, но все-таки продал «Евросеть» за приличную цену. В бизнесе, как известно, есть старое непреложное правило — нет лучшей оценки того, что ты сделал, чем предложение продать компанию или хотя бы долю в ней. Бизнес есть бизнес. Потому и Чичваркин.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+