К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Саудовскую Аравию пустили в теннис: ATP получила спонсора и устранила ряд угроз

Фото PIF via Getty Images
Фото PIF via Getty Images
Ассоциация теннисистов-профессионалов (ATP) и Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии (PIF) в среду, 28 февраля, объявили о пятилетнем сотрудничестве, в рамках которого PIF станет титульным спонсором рейтинга ATP, а также турниров серии «Мастерс» в Майами, Индиан-Уэллсе и Мадриде, турнира категории ATP 500 в Пекине и двух итоговых турниров: основного — ATP Finals и молодежного — Next Gen. Forbes Sport рассказывает, как этим контрактом ATP пытается устранить угрозу для мужского Тура

Освоение тенниса Саудовской Аравией, за три года уже вложившей  в спорт $6,3 млрд (по другим данным — $7,68 млрд), началось задолго до сделки сделки ATP и Государственного инвестиционного фонда. Проведение выставочных турниров с крупным призовым фондом в Эр-Рияде уже стало привычным, но с прошлого года Джидда получила и официальный — молодежный Итоговый турнир Next Gen с рекордным призовым фондом $2 млн. В октябре 2024 года в Эр-Рияде уникальный выставочный «Шлем шести королей», участвовать в котором пригласили самые сливки мужского тенниса — Новака Джоковича, Рафаэля Надаля, Карлоса Алькараса, Даниила Медведева, Янника Синнера и Хольгера Руне.

Вопрос о проведении Итогового турнира WTA тоже все еще не снят с повестки — Женская теннисная ассоциация в последнее время испытывала большие проблемы с поиском хозяина для WTA Finals. После отказа проводить его в Шэнчьжене на фоне скандала с теннисисткой Пэн Шуай, турнир скитался по Гвадалахаре, Техассу, Канкуну, и последний стал полным провалом. Наскоро собранный стадион, плохое качество покрытия, непредсказуемая погода и неподходящие условия, на которые жаловались теннисистки.

Но больше всего саудитам хочется получить «тысячник» — мужской или смешанный. Именно с разговоров о том, что ATP готова найти место для нового ближневосточного «Мастерса» в начале теннисного сезона, начались телодвижения других теннисных управляющих органов, в частности организаторов четырех турниров Большого шлема, которые проводятся независимо от ATP и WTA. Попытки создать премиальный тур для топ-100 игроков все еще продолжаются, но контракт с PIF резко снизил риск угрозы для ATP. Как и практически уничтожил вероятность развития ситуации, похожей на ту, что и произошла в гольфе.

 

Согласно пресс-релизу ATP, PIF станет титульным спонсором рейтинга, а также трех турниров «Мастерс» в Майами, Индиан-Уэллсе и Мадриде, турнира категории ATP 500 в Пекине и двух итоговых турниров. С мая 2022 года нейминговые права на рейтинг были у австралийского игрока онлайн-торговли Pepperstone. Сообщалось, что компания стала платиновым партнером ATP и партнерские соглашения также коснутся 11 турниров, включая ATP Finals. Спонсорский пакет Pepperstone также включал права на название чемпионских гонок, на основании которых отбирались восемь лучших игроков для итоговых турниров. Теперь чемпионские гонки имеют логотип PIF в своем названии.

Между тем The Telegraph сообщал, что войти в сделку предлагали также британским травяным турнирам в Queen’s Club и Истбурне, но Ассоциация лаун-тенниса отказалась принять участие.

 

Кроме того, Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии примет активное участие в развитии стратегии OneVision, направленной на повышение привлекательности теннисных турниров (например, три турнира серии «Мастерс» уже расширены до 12 дней вместо восьми, на очереди еще два), увеличение призовых (ATP уже отчиталась, что в 2023 году игроки получили на $50 млн больше, включая бонусы по итогам года и призовые, в том числе на более низком уровне —  ATP Challenger Tour) и другие улучшения тенниса как вида спорта.

Проект OneVision разрабатывался еще в 2019 году, но быстрому принятию помешала пандемия. Однако дело довели до конца, и первый этап стартовал в начале прошлого сезона. На втором этапе предлагается подумать об объединении или некой интеграции всех управляющих органов тенниса, которых на данный момент семь — ATP, WTA, четыре турнира Большого шлема и Международная федерация тенниса (ITF). Именно тот факт, что теннис хоть и воспринимается болельщиками как один вид спорта, управляется разными организациями, которые иногда не могут договориться, и  мешает развиваться. В частности, можно было бы гораздо больше заработать на продаже медиаправ, если бы все они концентрировались в одном месте.

Для развития стратегии нужны внешние инвестиции, поэтому сотрудничество с PIF важно еще с этой точки зрения.

 

Разновластие в теннисе стало одной из причин идеи создания премиум-тура для топ-100 игроков, в который бы вошли четыре «мейджора», а также «тысячники». Турниры более низкой категории остались бы практически без звезд, зато концентрация топ-игроков на остальных помогла бы продавать элитный теннис подороже.

Инициатором выступил глава Tennis Australia Крейг Тайли. Когда стало известно о желании Саудовской Аравии получить турнир категории ATP 1000 в начале года, налаженный австралийский календарь, в который с недавнего времени входит и смешанный турнир United Cup, оказался под угрозой. Над концепцией премиального тура работали в течение восьми месяцев. Сначала ожидалось, что ее представят во время Итогового турнира в Турине в конце прошлого сезона, затем срок презентации перенесли на начало нынешнего сезона — во время Открытого чемпионата Австралии. Сообщается, что Тайли даже провел консультации с представителями других руководящих органов, а также с игроками — Новаком Джоковичем и Онс Жабер, однако к соглашению так и не пришли.

Новая дата — март, во время турниров в Майами или Индиан-Уэллсе. Но, как сообщает The Athletic, реформаторам все еще нечего предложить игрокам, инвесторам и телевещателям. Мало того, пока нет плана, на который бы согласились даже Уимблдон и Открытый чемпионат Франции. Все упирается в финансы, которые пока непонятно, где брать. Все организаторы турниров Большого шлема финансово не страдают, но не факт, что могут и хотят вносить свой вклад в рискованное предприятие. Кроме того, каждый сосредоточен на своих насущных нуждах. Например, Ассоциация тенниса США (USTA) старается развивать массовый теннис на фоне угроз со стороны пиклбола и других видов спорта. Всеанглийский клуб лаун-тенниса занимается расширением гольф-клуба Wimbledon Park.

Символично, что о спонсорской сделке с PIF было объявлено ровно за неделю до старта турнира в Индиан-Уэллсе, на котором, предположительно, должно было быть озвучено предложение по премиум-туру. При этом Индиан-Уэллс и турнир в Майами, стартующий сразу после, входят в спонсорский пакет PIF. Несмотря на то что заявленные цели у ATP и Крейга Тайли с коллегами похожи — объединить теннис, Ассоциация теннисистов-профессионалов вряд ли желает, чтобы реформы проходили не под их контролем.

Другой причиной реформирования теннисных туров стала угроза создания собственного тура Саудовской Аравией, как это произошло в гольфе. После создания LIV Golf и предложения баснословных гонораров для спортсменов PGA Tour лишился многих звезд, и конкуренты закопались в судебных исках, что в итоге все равно привело к объединению, которое, правда, до сих пор не завершено.

 

Впрочем, не все считали, что такая угроза реальна. Глава Федерации тенниса Италии Анджело Бинаги, например, утверждал, что саудовцам будет проще инвестировать в уже существующее, а не создавать что-то новое. Так, собственно, и произошло.

Стоимость сделки не разглашается, но британские СМИ говорят о невнушительной семизначной сумме, за которую нельзя купить весь мужской теннис с потрохами. Впрочем, за какой срок и на какие нужды именно эта сумма будет выплачена, тоже не сообщается, так что вполне возможно, что это лишь ее часть.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+