Саудовская Аравия хочет заполучить крупный теннисный турнир: к чему это приведет
«ATP ведет переговоры с Саудовской Аравией о проведении нового турнира «Мастерс», который завершится за неделю до начала Открытого чемпионата Австралии по теннису. С 2025 года такие игроки, как Новак Джокович и Карлос Алькарас, могут открывать сезон в Эр-Рияде, а не в Брисбене или Сиднее, если радикальные изменения в расписании будут одобрены», — сразу несколько источников The Times сообщили об активных обсуждениях этого вопроса между руководством ATP и Государственным инвестиционным фондом (PIF) Саудовской Аравии.
Активное внедрение Саудовской Аравии в мировой спорт длится уже довольно долго. Наследный принц и премьер-министр страны Мухаммед ибн Салман Аль Сауд, курирующий спортивное развитие, играет по-крупному. Покупка «Ньюкасла», клуба Английской премьер-лиги; многомиллионные трансферы лета 2023 года с переездом в саудовские футбольные клубы Криштиану Роналду, Карима Бензема, Неймара и еще целого списка звезд самых сильных европейских чемпионатов; скандальное создание альтернативного гольф-тура LIV Golf с предлагаемыми игрокам суммами, от которых невозможно отказаться, — это самые громкие сделки последних лет, но были и другие, не настолько взрывающие информационное пространство. Согласно исследованию, Саудовская Аравия уже провела 312 спонсорских сделок в 21 виде спорта и в мультиспортивных мероприятиях. В том числе и в теннисе.
В августе 2023 года, например, стало известно, что молодежный Итоговый турнир ATP NextGen (для игроков не старше 21 года) покидает Милан и до 2027-го будет проходить в Джидде. Долгую прописку в Саудовской Аравии мог обрести и Итоговый турнир Женской теннисной ассоциации (WTA), если бы не деликатный вопрос о правах женщин в этой стране. Именно эта тема, затронутая многими знаменитыми экс-теннисистами, заставила отложить принятие решения и провести в 2023 году турнир, обернувшийся для WTA катастрофой, в Канкуне (Мексика) — с временным стадионом всего на 4 000 мест, постройка которого закончилась лишь накануне старта, с плохой организацией и переносом матчей из-за штормовой погоды. После такого провала вполне вероятно, что руководство Женской теннисной ассоциации вернется к переговорам с Саудовской Аравией. Тем более, что это сотрудничество можно преподнести и как стремление к переменам в области прав саудовских женщин и демонстрацию возможностей, которые им открываются в спорте.
ATP, как мужская организация, будет в меньшей степени подвергаться критике за соглашения с Саудовской Аравией, поэтому один турнир там уже существует, а второй — на очереди.
Теннис уже давно пришел на Ближний Восток. Совместный турнир ATP и WTA в Дубае был основан 30 лет назад, мужской Qatar Open — в то же время. Несколькими годами позже свое место в календаре занял Qatar Ladies Open, а два года назад появился еще один женский чемпионат — Abu Dhabi Open. Саудовская Аравия пока проводила лишь выставочные турниры, но амбиции представителей королевской семьи вряд ли ими ограничиваются. О переговорах в очередной раз сообщалось несколько месяцев назад, но тогда речь шла не о конкретике, а о неких «инвестициях в теннис».
О размерах инвестиций Times пишет очень обтекаемо — как о «сотнях миллионов», но зато говорится о сроках проведения нового турнира. Он должен открывать сезон, начавшись где-то между католическим Рождеством и Новым годом, и завершаться за неделю до старта первого в году турнира Большого шлема. Вряд ли это будет очень удобно теннисистам. Обычно они приезжали в Австралию перед Новым годом, в спокойном режиме акклиматизировались, фотографируясь с коалами и куоками, входили в ритм на некрупных турнирах в Аделаиде. Мужской календарь несколько лет подряд начинался с интересного командного турнира ATP Cup, в 2023 году трансформировавшегося в United Cup, в котором уже приняли участие смешанные команды. Оба соревнования проводились в Австралии, и «Мастерс» в Саудовской Аравии поставит под угрозу существование United Cup, призванного демонстрировать равенство в спорте высших достижений, и отказ от него может стать репутационной проблемой.
Игрокам же придется сразу после Саудовской Аравии лететь 15 часов, привыкать к разнице во времени между Эр-Риядом и Мельбурном в восемь часов и за неделю подготовиться к турниру Большого шлема. Предпочтение в любом случае будет отдаваться «Мастерсу», поскольку турниры категории ATP 1000 стоят всего на одну ступеньку ниже «мэйджоров». Неудобства организаторы, конечно, компенсируют внушительными призовыми, однако с игроками нововведение тоже придется обсудить.
Еще один вопрос, который требует решения, — это лицензия. Будет ли это новый, десятый «Мастерс» в сезоне или же PIF выкупить лицензию уже существующего.
ATP может способствовать созданию десятой лицензии, пишет Times, но все же покупка существующей (агентство IMG, например, купила лицензию в Мадриде за 340 млн фунтов стерлингов) более жизнеспособный вариант.
Это может быть «Мастерс» в Париже — стадион в Берси не соответствует требованиям ATP из-за тесноты. Однако Федерация тенниса Франции уже одобрила переезд с арены «Аккор» на «Пари-Ла-Дефанс», поэтому вопрос о покупке в СМИ больше не поднимался.
The Athletic также сообщал, что Саудовская Аравия нацелилась на покупку турниров в Майами и Мадриде, которые сейчас принадлежат IMG.
Официально пока глава ATP Андреа Гауденци никак не комментировал переговоры о новом «Мастерсе», однако факт их проведения подтвердил в интервью Corriere della Sera глава Федерации тенниса Италии Анджело Бинаги. Он заявил, что надеется на то, что потенциального «Мастерса» Саудовской Аравии будет достаточно, и они не станут переманивать к себе взрослый Итоговый турнир, который сейчас проводится в Турине, как это уже было сделано с молодежным.
Кроме того, Банаги пояснил, что ATP боится создания в теннисе схемы схожей с гольфом, когда Саудовская Аравия создала параллельный тур с большими деньгами и переманила очень многих звездных гольфистов, и в итоге все привело к слиянию LIV и PGA, хотя, как он утверждает, для подобных страхов нет причин, потому что лучше инвестировать в существующее, чем создавать новое.
Причем, сами австралийцы пока не пытаются вступать в конфликт с ATP из-за потенциальной потери места в календаре. Директор выставочного турнира в Мельбурне Питер Джонстон заявил, что бояться Австралии нечего, ведь только четыре страны проводят турниры Большого шлема, а остальные турниры, по сути, трудно сделать финансово стабильными. А глава Tennis Australia Крейг Тили пока просто осторожно приветствует саудовские инвестиции в теннис.
Впрочем, есть вероятность, что планы придется отложить на какое-то время, пока не разрешится конфликт на Ближнем Востоке, как уже сообщалось, движение по многим спортивным сделкам могло быть приостановлено. Саудовская Аравия в конфликте Израиля и Палестины выступает в поддержку последней, США и многие страны Европы поддерживают Израиль.