К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Всюду клин: почему главный турнир сезона WTA не может обрести постоянного хозяина

Арина Соболенко во время первого матча турнира WTA в Канкуне (Фото Robert Prange / Getty Images)
Арина Соболенко во время первого матча турнира WTA в Канкуне (Фото Robert Prange / Getty Images)
В мексиканском Канкуне проходит главное событие года в женском теннисе — Итоговый турнир WTA, организацию которого еще до старта начали активно критиковать участницы. Первая ракетка мира Арина Соболенко даже обвинила Женскую теннисную ассоциацию (WTA) в неуважении, поскольку стадион для соревнований достроили буквально накануне. Forbes Sport объясняет, почему у организации такие проблемы с выбором места для своего самого доходного турнира

Канкун на берегу Карибского моря — очень живописное место, и там наверняка приятно провести две недели в октябре-ноябре, когда температура воздуха не поднимается выше 30 градусов. Однако восемь лучших теннисисток планеты, собравшиеся в конце октября в этом крупном курортном городе, высказывают недовольство.

«Как игрок, я чувствую неуважение со стороны WTA. Это не тот уровень организации, который мы ожидали увидеть на Итоговом турнире. Если честно, я не чувствую себя в безопасности, когда перемещаюсь по корту, отскоки неcтабильны, а мы смогли провести первую тренировку на этом корте только вчера», — первая ракетка мира Арина Соболенко опубликовала такое сообщение в Instagram (принадлежит компании Meta, признана экстремистской организацией в России и запрещена). И была поддержана коллегами. Елена Рыбакина из Казахстана, проигравшая свой стартовый матч американке Джессике Пегуле, также назвала корт совсем неподходящим для лучшей мировой восьмерки: «Про корт даже говорить не хочу. Конечно, он плохой. Думаю, вы все видели по нашим розыгрышам и ударам».

Онс Жабер рассчитывала потренироваться на стадионе хотя бы за два дня до начала турнира и надеется, что «такое больше никогда, никогда не повторится».

 

Дело в том, что строительство стадиона и укладку корта закончили только накануне первого дня турнира, теннисистки не смогли привыкнуть к покрытию, которое отличается от тренировочных кортов, и не было возможности попросить организаторов внести коррективы, потому что времени уже не оставалось.

О том, что Итоговый турнир WTA примет мексиканский Канкун, стало известно лишь в начале сентября, когда до начала оставалось меньше двух месяцев. Причем, подходящей стационарной теннисной арены в городе нет, поэтому решено было воздвигнуть временное сооружение на 4300 мест на территории отеля Paradisus Cancún.

 

«Мы как волшебники строим стадион менее чем за 30 дней!» — гордо сообщал аккаунт турнира в социальной сети X (бывший Twitter) в начале октября, когда на месте стадиона был только недостроенный металлический каркас трибун и яма под корт. Кресла и бортики не были установлены за два дня до старта, о чем сообщили соцсети PTPA (Ассоциации профессиональных игроков в теннис — профсоюза теннисистов, основанного Новаком Джоковичем и Вашеком Поспишилом), так что участницы Итогового турнира действительно не могли опробовать покрытие ранее, чем накануне своих стартовых матчей.

При этом эксплуатационные расходы, включая строительство стадиона, оцениваются в $6 млн, и они будут разделены между WTA, промоутерами турнира и штатом Кинтана-Роо, в котором находится Канкун.

Итоговый турнир всегда был одним из самых значимых в плане доходов, но когда глава WTA Стив Саймон подписал 10-летнее соглашение на проведение финала сезона в китайском Шэньчжене с 2019 года, он стал главным денежным мероприятием с призовым фондом $14 млн и инвестициями в размере $1 млрд, о чем сообщал сам Саймон. Однако все сорвалось уже через год после первого турнира.

 

В 2020 году все спортивные (и не только) ивенты на территории Китая остановила пандемия, Итоговый турнир отменили совсем, а в 2021-м он прошел в Мексике — в Гвадалахаре. Китай все еще не готов был проводить турниры на своей территории, к тому же в тот момент в стране пропала теннисистка Пэн Шуай, и WTA ушла из Китая.

Шэньчжень все еще мог принять Итоговый турнир в 2023 году, когда Стив Саймон объявил о возвращении в Китай в апреле 2023 года. Но в итоге контракт так и не был возобновлен, причем, о причинах официально не сообщалось. Китайский Чжухай, как и в 2019 году, принял в нынешнем октябре WTA Elite Trophy (его еще называют Малым итоговым турниром — для теннисисток, не вошедших в первую восьмерку), но Шэньчжень остался за пределами календаря.

Рассматривался в 2023 году вариант с проведением финала в Саудовской Аравии, причем, это должно было быть долгосрочное соглашение. Тем более, что коллеги из ATP перевезли свой молодежный итоговый Next Gen (для игроков не старше 21 года) в Джидду, где он будет проходить до 2027 года. Но в случае с женским теннисом ситуация выглядела бы неоднозначно, учитывая отношение к женщинам в арабской стране. Громче всех критиковали возможность проведения турнира на Ближнем Востоке Мартина Навратилова и Крис Эверт. При демонстративной принципиальности Стива Саймона, покинувшего Китай после истории с Пэн Шуай, его желание иметь дела с Саудовской Аравией действительно выглядело странно. Однако первая в истории арабская топ-теннисистка Онс Жабер наоборот считает, что такое мероприятие во многом способствовало бы переменам и открыло бы больше возможностей для женщин.

Впрочем, Эр-Рияд все еще остается потенциальным хозяином финального турнира WTA. В октябре Стив Саймон, как сообщается, все еще обсуждал детали будущего соглашения, пока конфликт на Ближнем Востоке не приостановил переговоры.

На Итоговый турнир 2023 года претендовала также Острава. Глава чешской заявки, бизнесмен Томаш Петера также предлагал соглашение на четыре года с последующим переездом в Прагу. По его словам, чешская команда даже отправила в Лондон грузовик специальной фиолетовой краски для кортов. Они обещали полные залы, поскольку в топ-15 рейтинга WTA сейчас сразу четыре чешские теннисистки и каждая из них имеет потенциальную возможность стать участницей Итогового турнира. В 2023 году Каролина Мухова снялась, но среди участниц осталась Маркета Вондрушова, а Барбора Крейчикова играет в парном разряде.

 

Предложение якобы включало призовой фонд $15 млн (даже больше, чем в Шэньчжене) и $6 млн выплат WTA, при этом Томаш Петера удивлялся тому, что турнир был отдан Канкуну, где ассоциации пришлось вкладывать свои деньги.

Проблемой для Стива Саймона могло стать решение чешского правительства, которое в конце июня 2023 года запретило участие российских и белорусских спортсменов в соревнованиях на территории страны, и Анастасия Павлюченкова не смогла летом попасть на турнир в Праге. А первой ракеткой мира является Арина Соболенко и обойтись без нее на Итоговом WTA никак не может. Впрочем, в сентябре правительство Чехии смягчило свою позицию, а Петера утверждает, что ему удалось убедить представителей правительство пустить российских и белорусских теннисистов на условиях, принятых в Европе.

WTA определенно не стремится задерживаться в Мексике. Пусть призовой фонд Итогового в 2023 году почти в два раза выше, чем два предыдущих года подряд (в Гвадалахаре и Форт-Уэрте, штат Техас, он составлял $5 млн) — $9 млн, но турнир на территории отеля с вместимостью чуть более 4000 человек вряд ли может принести большие деньги. 

Мало того, местоположение финального турнира сезона и расписание отчаянно критикуют еще и потому, что Кубок Билли Джин Кинг, проводимый Международной федерацией тенниса (ITF) начинается в испанской Севилье всего через два дня после окончания Итогового. Именно поэтому Ига Швентек, Коко Гауфф и Джессика Пегула отказались играть за свои сборные в Испании — слишком долгий и утомительный перелет в конце сезона.

 

Сыграв наскоро организованный финал мирового Тура, WTA в течение ближайших месяцев должна понять, где играть следующие. Когда бушевала пандемия, такие скоропалительные решения можно было понять, но сейчас и организаторам турниров, и в первую очередь, теннисисткам хочется определенности. И больших призовых.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+