Минюст признал иноагентами кинокритика Екатерину Барабаш и издание «Гласная»

Минюст обновил реестр иностранных агентов, сообщается на сайте ведомства. В список был добавлен блогер Алексей Губанов, публицист, бывший депутат Ленсовета Алексей Лушников, музыкант Святослав Толстой, журналист и кинокритик Екатерина Барабаш. Кроме того, иноагентом было признано издание «Гласная».
По мнению Минюста, они распространяли недостоверную информацию о решениях российских властей и их политике, выступали против «спецоперации»* на Украине и участвовали в создании и распространении для неограниченного круга лиц материалов иноагентов. Барабаш, Лушников, Толстой и издание «Гласная» также распространяли недостоверные сведения, направленные на формирование негативного образа Вооруженных сил России, говорится в пояснении ведомства.
Помимо этого, Барабаш взаимодействует с иностранными СМИ, считает Минюст. Губанов также распространял недостоверную информацию об избирательной системе России, говорится в сообщении. Как заявило ведомство, издание «Гласная», помимо прочего, участвовало в распространении сообщений и материалов иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной в России, а также пропагандировало ЛГБТ («международное движение ЛГБТ» признано в России экстремистским и запрещено).
Вместе с этим по результатам проверки из реестра была исключена некоммерческая организация «Проект Апрель».
Минюст традиционно обновляет реестр иностранных агентов раз в неделю. В прошлую пятницу, 28 марта, ведомство признало иноагентами комментатора Александра Шмурнова, рэпера Артема Бровкова из группы Krec, политика Ксению Черепанову и правозащитницу Ирину Щербакову, а также интернет-проект «Объектив».
Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году на фоне массовых протестов в стране. Такой статус может быть присвоен не только за политическую деятельность и финансирование из-за рубежа, но и вследствие попадания под «иностранное влияние», в том числе «путем принуждения, убеждения или иными способами» со стороны иностранного лица.
В декабре 2024 года Госдума приняла закон о введении специальных рублевых счетов для выплат иноагентам. На них с 1 марта 2025 года должны зачисляться доходы иноагента от творческой деятельности, средства, полученные им от продажи недвижимости и транспортных средств и сдачи их в аренду, а также доходы по вкладам и дивиденды от долевого участия в организациях.
В январе 2025 года на рассмотрение Госдумы был внесен пакет законопроектов, который в том числе предусматривает повышение штрафов за неисполнение иноагентами требований Минюста. В случае принятия законопроекта для физлиц будут установлены штрафы в размере от 30 000 до 50 000 рублей, для должностных лиц — от 100 000 до 300 000 рублей, а для юрлиц — от 300 до 500 000 рублей. В начале марта законопроект прошел первое чтение.
1 апреля глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев сообщил, что скоро внесет на рассмотрение депутатов поправку о запрете иноагентам входить в органы управления госкорпораций. Он отметил, что такие госкорпорации, как «Роскосмос» и «Росатом», выполняют стратегические планы России, в том числе «по обеспечению целей специальной военной операции». Депутат полагает, что участие иноагентов в управлении ими «представляет угрозу для безопасности» страны.
2 апреля Госдума приняла в первом чтении законопроект о возможности признавать иноагентами лиц, содействующих исполнению решений международных организаций, в которых Россия не участвует, или иностранных государственных органов, если они направлены против безопасности страны, сообщил Пискарев.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.