Подозрительные лица: как новый закон позволит умножить число иноагентов в России
Госдума 29 июня приняла в третьем чтении новый законопроект об иностранных агентах. Его официальное название — «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Этот документ объединил в себе все действующие иноагентские нормы, пополнился дополнительными ограничениями для тех, кого назовут иностранным агентом, а заодно добавил неопределенности в само это понятие.
Агент — не агент
Если сейчас многие убеждены, что иноагентское законодательство их никогда не коснется, то с принятием нового законопроекта шансы попасть в реестр иностранных агентов возрастут многократно. Под его действие подпадают уже не только некоммерческие организации, общественные объединения и физические лица, но также российские или иностранные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, иные объединения лиц, а также иностранные структуры без образования юридического лица.
Избежать статуса иноагента смогут российские органы публичной власти, госкомпании и госкорпорации, а также лица, подконтрольные им, официально зарегистрированные религиозные организации, политические партии, объединения работодателей и торгово-промышленные палаты, должностные лица международных организаций и дипломатических представительств.
Что касается неопределенности, отличительной черты российского правового института иноагентов, то в законопроекте она начинается буквально с первых страниц. Несмотря на использование понятия «иностранный агент», ни о какой собственно агентской деятельности в нем речи не идет.
Парадокс, но для того, чтобы признать кого-то иностранным агентом, то есть лицом, которое по определению действует в чьих-то интересах, законодатель не требует доказывать наличие принципала — то есть того, в чьих интересах действует иностранный агент. По сути уже одно это обстоятельство превращает данную законодательную инициативу в симулякр.
Иностранный агент — это лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, которая описана в законопроекте. При этом понятие «иностранное влияние» сформулировано чрезвычайно широко. Влияние может выражаться в поддержке и (или) оказании воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами. А под поддержкой законодатель предлагает понимать предоставление иностранным источником денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание организационно-методической, научно-технической и иной помощи.
Переводя с канцелярского на русский, это означает, что любого человека или организацию, тем или иным образом взаимодействующих с иностранными государствами, международными и иностранными организациями или иностранными гражданами, можно признать находящимися под иностранным воздействием или получающими помощь от иностранных источников.
Поскольку законопроект не содержит никаких конкретных признаков иностранного влияния, признать таковым на практике можно будет все что угодно — от стажировки или работы в зарубежном университете или даже самого факта проживания в другом государстве до получения благотворительных пожертвований от иностранных граждан и приобретения канцелярских скрепок у иностранной организации.
К политической деятельности и целенаправленному сбору сведений в области военной и военно-технической деятельности российского государства, которые уже могут служить основанием для получения статуса иностранного агента, законодатель решил добавить еще один вид деятельности. Речь идет о «распространении предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в их создании».
Иными словами, поводом для включения в реестр иноагентов может стать любой пост, твит или видео, выложенные в соцсеть, причем даже не имеющие никакого отношения к политике. Решение о том, использовать ту или иную публикацию для признания ее автора иностранным агентом или нет, по сути отдается Министерству юстиции, которому здесь предоставлена полная свобода усмотрения.
Тотальная политизация
При этом новый документ вносит неопределенность и в перечень исключительных видов деятельности, которые в настоящее время не могут быть признаны политическими. Речь идет, например, о благотворительности, здравоохранении и науке. Законодатель дополнил норму, которая выполняла функцию своеобразного защитного тотема, одной существенной оговоркой. Перечисленные виды деятельности не относятся к политической, «если они не противоречат национальным интересам РФ, основам публичного правопорядка, иным ценностям, защищаемым Конституцией РФ».
И снова — никакой конкретики. Решение о том, противоречит ли та или иная научная или благотворительная деятельность национальным интересам России, вновь будет приниматься органом исполнительной власти на основании собственного представления и в отсутствие каких-либо определенных в законе критериев.
Законопроект также вводит существенные ограничения для иностранных агентов. Так, например, они не смогут осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних, производить для них информационную продукцию, заниматься педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, организациям — иностранным агентам будет прямо запрещено осуществлять образовательную деятельность в отношении несовершеннолетних. Иностранные агенты также не смогут получать государственное финансирование, применять упрощенные систему налогообложения и бухгалтерскую отчетность.
Некоторые улучшения испытают на себе, пожалуй, аффилированные с иностранными агентами физические лица. На них не будут распространяться требования и ограничения, установленные для иностранных агентов, и им будет дана возможность выйти из реестра, если в течение более двух лет с момента попадания в реестр у них исчезнут основания, по которым они были в него включены.
Напомню, что под аффилированным лицом понимается физическое лицо, которое является или являлось учредителем, членом, участником, руководителем либо работником юридического лица или объединения — иностранного агента, а также те, кто осуществлял или осуществляет политическую деятельность и получал или получает материальную поддержку от иностранных агентов для ведения такой деятельности.
На мой взгляд, законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» — это весьма эффективная попытка законодателя создать совершенный инструмент стигматизации неблагонадежных. Боюсь, что количество нареченных иностранными агентами в ближайшее время будет только увеличиваться.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора