Госдума во втором и третьем чтениях приняла закон, который предусматривает проведение внеплановых проверок в отношении тех, кто взаимодействует с иноагентами. Кроме того, Дума приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят штрафы, если требования Минюста устранить нарушения законодательства об иноагентах не выполнены
Госдума во втором и третьем чтениях приняла закон, который усиливает контроль за соблюдением законодательства об иноагентах. Документ размещен в базе данных нижней палаты парламента. По закону, в отношении тех, кто взаимодействует с иноагентами, могут проводиться внеплановые проверки, если в Минюст поступила информация о нарушении ими законодательства об иностранных агентах.
«Закон обяжет органы публичной власти, организации всех форм собственности, их должностных лиц, а также физлиц независимо от их гражданства при осуществлении своей деятельности учитывать ограничения, связанные со статусом иноагента», — отмечается на сайте Госдумы. Минюст также может вынести тем, кто взаимодействует с иноагентами, предупреждение о недопустимости нарушения закона.
«Ограничения и обязанности, предусмотренные для иноагентов, легко обойти с помощью лиц, с которыми иноагенты взаимодействуют», — заявил один из авторов инициативы, председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев («Единая Россия»).
Кроме того, Госдума в четверг приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые устанавливают штрафы за невыполнение требований Минюста устранить нарушения законодательства об иноагентах. Физлицам по новому закону грозит штраф до 50 000 рублей, должностным лицам — до 100 000 рублей, юрлицам — до 300 000 рублей.
Пискарев ранее объяснил эту инициативу желанием «устранить любые лазейки и пробелы для тех, кто находится под иностранным влиянием и пытается обойти законы».
7 июня глава Минцифры Максут Шадаев выдвинул предложение запретить российским компаниям размещать рекламу у иноагентов, которых привлекали к ответственности за «фейки» о вооруженных силах. Он также предложил переводить отчисления от видео- и музыкальных платформ, а также приложений для электронных книг, которые получают такие иноагенты, на спецсчета.
Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве после протестов 2012 года. Изначально его должны были применять в отношении НКО, которые ведут политическую деятельность и получают иностранное финансирование, но со временем перечень лиц и оснований значительно расширился. В 2020 году иноагентами начали признавать физических и юридических лиц, а в 2021-м — незарегистрированные организации.