9 ноября 2010 года акционеры проекта по созданию первого российского бюджетного гибрида — холдинг «Яровит Моторс» и группа «Онэксим» Михаила Прохорова представили бренд «Ё-мобиль». Ровно через год, 9 ноября 2011-го, издание «Газета.Ru» со ссылкой на источники в инвестбанковских кругах сообщило, что акционеры компании «Ё-авто» находятся в поисках дополнительного финансирования проекта. Один из источников назвал сумму предполагаемого объема вложений — €115 млн. Инвестбанкиры пояснили, что оферта «Ё-авто» предполагает предоставление новым инвестором кредита и в перспективе получение им опциона на покупку акций компании по определенной цене.
Ранее акционеры заявляли о необходимости инвестирования €150 млн до момента запуска гибрида в серийное производство, поэтому эксперты не исключили, что речь идет о желании Михаила Прохорова продать принадлежащий «Онэксиму» контрольный пакет акций компании «Ё-авто» (51%). Такое решение, предположили аналитики, может быть связано с тем, что бизнесмен окончательно отказался от политических амбиций и решил расстаться со своим главным имиджевым проектом.
Акционеры проекта не стали отрицать факта поиска инвестора. Но в «Онэксиме» призвали не искать в этом политической подоплеки и пояснили, что «поиск внешнего финансирования ведется давно», а ранее гендиректор «Онэксима» Дмитрий Разумов заявлял, что «Ё-авто» в будущем может продать часть акций. По словам гендиректора «Ё-авто» Андрея Бирюкова, нынешние акционеры не имеют цели выйти из проекта.
Старт нового проекта Прохорова сопровождали масштабные торжественные мероприятия. За прошедший год за рулем прототипа будущей машины успел посидеть Владимир Путин, продукт был презентован в качестве главной надежды российского автопрома на основных международных автосалонах, более 163 000 водителей оформили предзаказ на покупку, а под Петербургом началось строительство сборочного производства — на начальном этапе с его конвейера должно сходить до 45 000 «Ё-мобилей» в год.
Первые прототипы «Ё-мобилей» — купе-кроссовер, микровэн и фургон — были представлены публике в середине декабря 2010-го. Эксперты в целом положительно оценили его дизайн, о технике же можно было говорить только теоретически, потому что прототипы были не ходовые — представляли собой пластмассовые макеты. Производитель собирается использовать в «Ё-мобиле» ряд инноваций: двухтопливную система (газ метан и бензин), кузов из композитных материалов, полный привод в базе, роторно-лопастной двигатель. Производство гибрида, согласно замыслу конструкторов, будет максимально упрощено — вместо 6000 деталей, как в обычной машине, новинка будет состоять из 400 комбинируемых между собой блоков. Минимальная стоимость «Ё-мобиля», согласно предзаказу, составляет 360 000 рублей, максимальная — 490 000 рублей.
У многих экспертов проект «Ё» вызывает скепсис. Гибридный автомобиль с почти постоянно работающим роторно-лопастным двигателем, который заряжает не аккумулятор, а блоки конденсаторов (они затем питают электродвигатели, которые и приводят в движение колеса) — редкая и сложная в реализации конструкция. В России отсутствует сервисная инфраструктура для таких автомобилей, нет газовых заправок, а после скандального ухода Прохорова из «Правого дела» и, фактически, ссоры предпринимателя с Кремлем рассчитывать на то, что «Ё-инфраструктура» будет создана с участием государства, едва ли приходится. Вскоре после ухода из политики Прохоров лишился места в комиссии по модернизации экономики при президенте РФ. Официальной версией его исключения власти назвали необходимость ротации.
Читайте также интервью с генеральным конструктором «Ё-мобиля» Андреем Гинзбургом и хронику неудачных попыток предшественников Прохорова создать бюджетный отечественный автомобиль.
См. также интервью главного конструктора «Ё-мобиля».