К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему в России не летают лоукостеры

фото REUTERS 2011
фото REUTERS 2011
В России любят ручной режим управления. Он-то и создает проблемы

«Что это за бизнес такой: возить голодранцев за копейки? Вот бизнес-класс за 300 000 рублей — это солидно», — сказал однажды чиновник Росавиации в разговоре с менеджером «Авиановы». Для сравнения: крупнейший европейский лоукостер Ryanair в прошлом году перевез 72,7 млн голодранцев, а американский Southwest Airlines — 101,3 млн. Общий пассажиропоток всех наших авиакомпаний почти вдвое меньше.

В России было две попытки запустить дискаунтера: в 2006 году начал летать Sky Express, предлагая билеты за 500 рублей, а в 2009-м — «Авианова» (250 рублей за билет). Обе компании продержались в заявленной тарифной политике около двух лет. Sky Express стал фактически обычным перевозчиком, а затем объединился с «Авиалиниями Кубани». «Авианова» месяц назад просто прекратила полеты. Обе компании когда-то заявили о себе агрессивной рекламной кампанией и довольно быстро ворвались в десятку крупнейших перевозчиков страны (всего у нас более 160 компаний). А потом — сдулись. Были — и нет. Почему в России не летают лоукостеры?

Бизнес-модель дискаунтера подразумевает в первую очередь низкие расходы, а затем уже низкие тарифы: иначе получается демпинг. Кроме того, дискаунтер может заработать только на больших объемах перевозок. Ryanair, например, перевезла в прошлом году 72,7 млн человек, использовав для этого 272 Boeing 737-800. Парк Sky Express и «Авиановы» не насчитывал даже десяти лайнеров, а число пассажиров еле дотягивало до 1,5 млн. Спрос увеличивался, а самолетов не хватало — и начались задержки рейсов. Тот факт, что в обоих случаях возникли сложности с финансированием со стороны инвесторов — важный момент, но не решающий. Стали зашкаливать расходы, покрыть которые, оставаясь лоукостером, было невозможно.

 

Низкобюджетные перевозки — конвейер авиарынка, когда механизм работает без сбоев и все доводится до автоматизма. В Европе и США лоукостеры выбирают отдаленные аэропорты — менее удобные, но дешевые и незагруженные; они могут заказать несколько десятков самолетов без таможенных платежей, а потом без промедления получить нужную запчасть; они не обязаны устанавливать минимальную норму провозимого багажа, зато имеют право на «невозвратный билет»; наконец, у них нет разбалованных подарками и знаками внимания (проще говоря, взятками) чиновников.

В России любят ручной режим управления. Он-то и создает проблемы. Начнем с аэропортов. В нашей стране они по сути делятся на две группы: три московских — и все остальные. На первые приходится сумасшедший спрос, другим — как повезет. Аэропортовые тарифы для всех авиакомпаний одинаковы, как и перечень услуг. Надо было долго убеждать«Шереметьево», чтобы получить скидку, вспоминает менеджер «Авиановы»: и все равно на обслуживание одного самолета уходило больше часа (потом это время удалось сократить вдвое). А надо быстро: прилетел — посадил пассажиров — улетел. Хотели использовать подмосковное Быково, но там практически отсутствовало транспортное обеспечение.

 

Следующий пункт — парк. Sky Express сразу платил 20%-ные пошлины за свои иномарки (плюс 18% НДС), даже не надеясь на их отмену. С «Авиановой» приключился анекдот. Компания купила 180-местные Airbus, посчитав их, исходя из мировой практики, самыми удобными для лоукостера, и тоже платила пошлины. Через некоторое время российское правительство отменило пошлины на самолеты вместимостью до 160 кресел. Авиакомпания тут же убрала из салонов три ряда, сократив число кресел до 159, а свободное пространство стала использовать как сцену, на которой выступали молодые таланты. Затем чиновники меру смягчили — из-под пошлины были выведены самолеты вместимостью до 170 кресел (говорят, это произошло благодаря «Аэрофлоту», заказавшему лайнеры именной такой модификации). «Авианова» срочно вернула в салоны десять разрешенных кресел. На всех этих манипуляциях компания потеряла $15 млн (из-за пошлин, впрочем, потери были бы не меньше).

Мешают лоукостерам и законы. Во всем мире авиация — это отрасль, которая жестко регулируется государством. Но в Европе и США законы просты и понятны и не затрагивают коммерческой политики перевозчиков. Россия в этом смысле слишком социальное государство. Вот, к примеру, прошлогодний коллапс из-за ледяного дождя: имей авиакомпании право отменять рейсы при таких обстоятельствах без потерь для себя, пассажирам не пришлось бы сутками сидеть в аэропортах. Когда свод стихийных неудобных правил распространяется на всех участников рынка, то конкурировать крайне тяжело, тем более лоукостерам. Авиаторы уже не первый год добиваются нескольких важных вещей. Например, введения практики «невозвратных билетов». Чтобы вернуть 500 рублей за билет надо задействовать людей на 3000-4000 рублей, признается менеджер «Авиановы». Отмены обязательной нормы провоза багажа: было 15 кг, сейчас 10 кг. Многим пассажирам, уверяют авиакомпании, на коротких маршрутах достаточно и ручной клади. Ryanair разрешает бесплатно проносить на борт лишь одну сумку весом не более 10 кг. Все остальное — за деньги. Еще перевозчики хотели бы избавиться от НДС на внутренних рейсах, таможенных пошлин на самолеты и штрафов за отмененные рейсы по форс-мажорным обстоятельствам — их западные коллеги всем этим не обременены. Не говоря о коррупции: неформальные отношения с чиновниками идут отдельной строкой расходов. Авиаменеджеры не любят говорить об этом, предпочитая называть бутылку виски или бесплатные билеты «благодарностью». Какой тут конвейер с максимальной экономией?

В России полноценный низкобюджетный перевозчик появится не раньше, чем через десять лет, и еще не один лоукост-проект обанкротится, делится прогнозами бывший менеджер Sky Express. Но фундамент заложен: люди начали привыкать к этой услуге. «Авианова» за два года перевезла 2,6 млн человек, пусть 20-30% из них летели практически бесплатно (за те самые 250 рублей).

 

По данным на конец июня, операционная прибыль Ryanair составила €139 млн, а крупнейший перевозчик Европы — Lufthansa — заработал только €3 млн. А в рейтингах безопасности лоукостеры занимают почетные места: за всю историю низкобюджетных перевозок не было ни одного инцидента с человеческими жертвами. Но этих аргументов недостаточно: ни русские, ни иностранные лоукостеры в ближайшее время внутри России не полетят.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+