Состав потепления: как ученые доказали решающую роль человека в изменении климата
Слово «климат» уже плотно вошло в словарь политиков и бизнесменов. При этом свои действия они хотели бы основывать на строго проверенных научных данных и выводах. Каждый год выходят тысячи научных работ, так или иначе связанных с тематикой изменений климата, и свести воедино разрозненные детали пазла очень сложно. Именно этим занимается международная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК), созданная в 1988 году под эгидой ООН и Всемирной метеорологической организации.
Каждые пять-семь лет сотни ученых готовят оценочный доклад об изменениях климата, который представляет собой срез наилучших на сегодняшний день знаний в области климата. В последнее время доклад состоит из трех больших томов, которые готовят отдельные рабочие группы.
Первый том посвящен научной основе изменений климата, физике происходящих процессов. Второй представляет собой знания о воздействиях изменений климата на антропогенные и природные системы, об уязвимости этих систем к климатическим изменениям и способах адаптации. Третий том содержит обобщение научных данных о мерах по смягчению воздействия человека на климатические изменения, так называемой митигации.
Климат-контроль: стоит ли российским экспортерам бояться углеродного налога ЕС
Климатическая перепись
9 августа 2021 года был представлен первый том очередного, шестого оценочного доклада МГЭИК по изменению климата. В нем не надо искать информацию о том, как климат повлияет на экономику и сельское хозяйство, не надо выискивать детальные данные о вариантах снижения углеродного следа. Это все будет в следующих томах, которые должны выйти уже в 2022 году.
Зато в первом томе есть полное перечисление происходящих в климатической системе процессов. Проведена важная климатическая перепись. Насколько выросла концентрация парниковых газов, изменился уровень кислотности океана, увеличилась температура воздуха, сократилась площадь морского льда, горных ледников, поднялся уровень океана, изменилась частота экстремальных природных событий. Как все это будет меняться при разных сценариях потепления в XXI веке.
Как обычно, сам доклад, его техническое резюме и резюме для политиков изложены достаточно сухо. Но слово «беспрецедентный» в новом резюме встречается в три раза чаще, чем в прошлом. Для осторожных в своих высказываниях ученых использование такого ярко окрашенного слова многое значит. Уверенность во многих фактах и взаимосвязях уже достигла того высокого уровня, который позволяет говорить о беспрецедентности ряда процессов. Например, в том, что за последние 50 лет глобальная температура воздуха росла быстрее, чем за любой из 50-летних периодов за прошедшие 2000 лет, а десятилетие 2010–2019 годов стало самым жарким за 125 000 лет (со времен прошлого межледникового периода), то есть по сути — за всю историю человечества.
Дать жару: какие выгоды от глобального потепления обнаружили экономисты для России
Ответы на вопросы
Ученые выходят из своей «башни из слоновой кости». Дело не только в эмоционально окрашенных словах, но и в том, что авторы доклада ответили на ряд запросов общественности: политиков, общества, СМИ. Например, часто звучал вопрос: какова же роль человека в современном потеплении? И если раньше говорилось о том, что роль «важная», «определяющая» и т.д., то теперь это выражено в цифрах: именно из-за деятельности человека приповерхностная температура воздуха с конца XIX века до 2010–2019 годов выросла в диапазоне от 0,8° до 1,3ºC (медианное значение 1,07ºC).
От ученых хотели более региональной фокусировки научных знаний о климате: как будут меняться конкретные климатические индикаторы, важные для человека и экосистем, в том или ином регионе мира? В новом отчете есть ответ. Выделены основные климатические индикаторы (30 — для суши и 5 — для океана), мир разбит на крупные макрорегионы (46 — для суши и 12 — для океанов), показано, как, в каких регионах будут меняться эти индикаторы.
Более того: представлен интерактивный атлас, в котором можно выбрать интересующий регион и посмотреть, как менялись индикаторы по данным наблюдений и как они будут меняться при разных дальнейших сценариях. Например, Россия в этом атласе представлена несколькими макрорегионами: европейская территория, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Российская Арктика. Теперь те, кому нужна визуализация климатических процессов (от простых читателей до компаний, оценивающих риски для бизнеса, и администраций, думающих об адаптации региона к изменениям), могут зайти на этот ресурс и, разобравшись за несколько минут в его механике, отрисовать себе нужную графику.
Отдельно в отчете МГЭИК прозвучала связка «качество воздуха — изменение климата». Наиболее щадящие сценарии антропогенной нагрузки, позволяющие удержать потепление в разумных пределах, рассчитывались с учетом повышения качества воздуха в городах за счет снижения содержания в нем аэрозолей, метана и тропосферного озона. В последнее время чувствуется определенное напряжение между климатической и экологической повестками: мол одна из них тянет одеяло на себя.
Например, экологам вряд ли понравится, если работающие в черте города заводы компенсируют свои выбросы высадкой лесов в удаленной местности и объявят себя зелеными предприятиями. Но с точки зрения климата они будут действительно зелеными. Видимо, в ближайшем будущем придется научиться различать оттенки такой «зелени». В идеале - проблемы климата и загрязнения воздуха (а также воды, почвы), конечно же, должны решаться вместе, в рамках общего снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Повестка для Байдена: почему Владимир Путин все чаще говорит о проблеме глобального потепления
Пожалуй, ученые стали больше говорить с обществом, потому что устали от роли Кассандры: когда ты видишь неотвратимость происходящих процессов, говоришь о ней, но тебя не слышат. Да, отрицание вполне объяснимо: здесь и психологические механизмы защиты при столкновении с глобальными рисками, и целенаправленная работа нефтегазового лобби по дискредитации научных знаний. Но от понимания истоков отрицания — не легче. Ученые вполне очевидно видят положительную зависимость потепления от кумулятивных антропогенных выбросов СО2.
К 2019 году человечество выбросило около 2400 млрд тонн СО2. Добавит еще 500 млрд тонн — и уже будет превышен порог потепления в 1,5°С. Современные темпы сжигания ископаемого топлива оставляют нам всего 15 лет. Учитывая неповоротливость мировой экономики и множество заинтересованных игроков, потепление в 1,5°С обеспечено Земле почти со 100% вероятностью. Удержится ли оно в пределах 2°С, обозначенных в Парижском соглашении в качестве важной отметки, преодоление которой приведет к необратимым каскадным эффектам? Это вопрос пока открытый, напрямую зависящий от наших действий.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора