Повестка для Байдена: почему Владимир Путин все чаще говорит о проблеме глобального потепления
Еще несколько месяцев назад, во время онлайн-выступления на Давосском форуме, Владимир Путин упомянул о климате — сама площадка предполагала обсуждение актуальной для современной мировой аудитории темы. Более того, Путин заявил о необходимости оптимального баланса между интересами экономического развития и сбережения окружающей среды. Это соответствует позиции сторонников активной промышленной политики, которую из-за общественного мнения и позиции большинства экспертов уже нельзя проводить без оглядки на экологический фактор.
Смена акцентов
На Петербургском экономическом форуме Путин, уже выступая офлайн, выдвинул климатическую повестку в число основных задач, подробно описав планы российских властей в этой сфере — и даже поспорив с теми, кто считает, «что Россия, мол, не очень-то заинтересована в решении глобальных экологических проблем», назвав такую позицию чушью, мифом, а то и откровенным передергиванием. Почти посередине между этими двумя событиями был климатический саммит 22 апреля, инициированный Джо Байденом, в котором Путин, выдержав паузу, согласился участвовать и выступил с речью. Положения этой речи Байден воспринял с воодушевлением, а его спецпосланник по климату, бывший госсекретарь Джон Керри назвал их «рациональными и дальновидными».
Дать жару: какие выгоды от глобального потепления обнаружили экономисты для России
Российский вариант зеленой политики имеет свои особенности, не все из которых понравятся экологам — в первую очередь речь идет о ставке на конкурентоспособную на мировом рынке атомную энергетику (о которой Путин говорил и на климатическом саммите, и в Петербурге), от которой после аварии на Фукусиме отказался европейский экономический лидер — Германия. Но суть дела от этого не меняется — Россия стремительно встраивается в мировой климатический мейнстрим.
«Зеленые», но свои
Это отражается даже на внутриполитических процессах. Еще в 2020 году была создана лояльная власти партия «Зеленая альтернатива» — хотя и в ряду других проектов, в том числе модернистского («Новые люди»), державного («За правду», влившегося ввиду отсутствия перспектив в «Справедливую Россию») и электронного (по сути, так и не состоявшейся Партии прямой демократии). «Альтернатива» при участии художника Васи Ложкина и его котиков прошла в пару региональных парламентов, получив тем самым федеральную льготу. А совсем недавно реорганизации подверглась партия с куда большим стажем — и тоже лояльная — РЭП «Зеленые». Там 15 мая сменено руководство, в которое вошли директор «Зеленого патруля» Андрей Нагибин, космонавт Сергей Ревин, глава заповедника на Камчатке Петр Шпиленок и ряд других персон.
Нельзя исключать, что в будущей Думе появится представительство «зеленых», правда, неясно, в каком масштабе. Пройти пятипроцентный барьер им, даже в случае возможного объединения усилий, будет непросто — а вот проведение нескольких одномандатников, громко, но без конфликта с властью, озвучивающих экологическую повестку, вполне возможно, чтобы показать, что и в России есть свои зеленые парламентарии. Впрочем, своеобразные по европейским меркам — так, региональный депутат из Башкирии Руфина Шагапова, избранная сопредседателем РЭП «Зеленые», выступает в качестве активной сторонницы смертной казни. Впрочем, эта специфика российской политики неудивительна — «Справедливая Россия», приняв в свои ряды поклонника Дзержинского Захара Прилепина, остается при этом членом Социнтерна.
Тема для переговоров
С чем же связана государственная «ставка на зеленое»? Не только с желанием заработать на декарбонизации энергетики, которой занимаются и британские консерваторы, и китайские коммунисты. Но и с очевидными успехами сторонников зеленой политики в целом ряде стран. Современный мир стремительно меняется. Еще недавно Францию сотрясали протесты «желтых жилетов» — нижнего среднего класса, поводом для выступлений которого стало нежелание платить обременительный экологический налог. А в США президентом был Дональд Трамп, решительно отрицавший теорию глобального потепления и выведший свою страну из Парижского соглашения по климату.
Сейчас же идет обратная реакция, которая может стать долговременной, так как опирается на более молодые, активные и ресурсные слои населения. В 2020 году «зеленые» победили на выборах мэров ряда крупных городов Франции, на этом фоне Эмманюэль Макрон продвигает идею референдума о включении в Конституцию положения о том, что Французская Республика «гарантирует сохранение окружающей среды и биологического многообразия и борется с изменением климата». Прогнозируемый успех может дать импульс президентской избирательной кампании Макрона, которая пройдет в будущем году.
Спасти Кирибати: кто пострадает от глобального потепления
В Германии парламентские выборы в сентябре, и еще недавно ожидалась убедительная победа христианских демократов. Однако сейчас рейтинги партии уходящей в отставку Ангелы Меркель и «зеленых» довольно близки — и никто не может в точности предсказать результат выборов. «Зеленые» в Германии теснят ослабевших социал-демократов, выдвигая новый левоцентристский проект, основанный на экологии, но включающей в себя и гендерное равноправие, и культурное многообразие, и защиту европейских ценностей, и многое другое.
В США Трампа сменил Байден, также выдвигающий зеленую программу — и Путин встречается с ним в Женеве уже 16 июня. Для диалога необходима общая повестка. Стратегической стабильности для этого недостаточно — политический эффект от продления с приходом Байдена договора СНВ-3 уже исчерпан. Климатическая тема может стать одним из основных предметов обсуждения как на саммите, так и в последующем — и питерский форум стал площадкой как для оглашения российской позиции, так и для демонстрации серьезности намерений.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора