К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Увидеть возможности: малоизвестные истории о том, как общество реагирует на новые ситуации

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В книге «Экстремальные экономики» Ричард Дэвис через призму экономики рассказывает о ситуациях и обстоятельствах, в которых людям и даже целым странам предстояло переналаживать свой быт или образ жизни. Самый интересный кейс книги, пожалуй, японский

В Японии Акита считается захолустьем. Это сельскохозяйственный район, чьи скромные претензии на известность ограничиваются горячими источниками, пушистыми белыми собаками и саке. Акита также самая «пожилая» префектура страны: при среднем возрасте около 53 лет она стала первой, где более половины населения старше 50 и более трети — старше 65 лет. Приезжайте в Акиту, и всего через несколько минут вы убедитесь, что статистика не лжет: машинисты поездов, контролеры, персонал туристического информационного центра, пары, обедающие в ресторанах, официантки, обслуживающие их, строители, таксисты, горничные и повара — все они в возрасте. Столь заметное старение населения при незначительной рождаемости вызвали в Аките (да и по всей Японии) социоэкономические изменения, с которыми почти всем странам тоже вскоре предстоит познакомиться.

В книге «Экстремальные экономики» Ричард Дэвис через призму экономики рассказывает о ситуациях и обстоятельствах, в которых людям и даже целым странам предстояло переналаживать свой быт или образ жизни. Это малоизвестные истории успехов, неудач и, как в случае Японии, продолжающегося соприкосновения с новыми условиями, исход которого пока сложно спрогнозировать.

Орден за услуги: какими пикантными нюансами изобилует история развития международных трейдерских компаний

 

Например, кто бы мог сказать, что Заатари, самому большому лагерю беженцев в Иордании (на пике число содержащихся там сирийцев, покинувших родину, составляло 200 000 человек), будет сопутствовать небывалый экономический подъем: в нем даже в нестабильные первые годы уровень занятости составлял 65% (выше, чем во Франции), функционировало 1400 компаний (по одной на каждых шесть взрослых). В начале 2015-го эти никем не санкционированные бизнесы генерировали около $14 млн в месяц, хотя власти лагеря не предполагали, что какая-то основанная на деньгах деловая активность будет там возможна. Думалось, что все потребности жителей будут удовлетворяться парой распределительных центров, куда те будут являться с электронными картами, ежемесячно пополняемыми правительством Иордании.

Распределительная экономика лагеря удовлетворяла не всех, но наличных динаров, валюты Иордании, у беженцев не было. Выручили мальчишки-контрабандисты, перепродававшие во внешний мир товары из распредцентров с дисконтом. Так жители лагеря смогли обналичить электронные динары с карт, покупать все, что им действительно нужно, и обеспечить появление многих бизнесов и рабочих мест.

 

С аналогичной ситуацией столкнулись американские заключенные (несколько миллионов человек): наличность в тюрьмах США почти не ходит, а курение с недавних пор запретили, убив такой популярный вид «денег», как сигареты. Из-за этого в последние годы популярной тюремной валютой США стала консервированная скумбрия. Каждая банка стоит около $1,4, а банки легкие, прочные и долговечные. Эта валюта EMACK (Еdible MACKerel) стала настолько распространена среди огромного тюремного населения США, что, по некоторым оценкам, сумела повлиять на цены на скумбрию во внешнем мире. Впрочем, заключенные освоили и новый способ оплаты незаконных трансакций — с помощью предоплаченных дебитовых карт: с воли им сообщают сумму и код активации, и эти 14 цифр становятся валютой — их, например, можно сообщить охраннику в качестве оплаты за что-то или обменять на что-то между сокамерниками.

Дресс-код доступа: по какой теперь «одежке» встречают в приличном обществе

Жители столицы ДР Конго Киншасы тоже вынуждены выкручиваться. Здесь власти не запрещают денег, но насквозь коррумпированы. Собираемые налоги разворовываются, и бюджетники страдают. Но если полицейские находят способ пополнить кошелек, собирая мзду, то учителям приходится туго. В середине 1990-х им это надоело, и два года в стране вообще не было обучения — ни школьного, ни вузовского. Граждане взяли ситуацию в свои руки, и теперь преподавателям идет доплата из фонда, финансируемого родителями учеников.

 

Ценность образования — то есть инвестиций в себя — осознали выжившие после цунами 2004 года. В сильно пострадавшей индонезийской провинции Ачех вода в прямом смысле унесла сбережения, рабочие места и плоды многих лет труда. Знания, владение языками и прочие навыки она забрать не смогла. В провинции теперь бум школ и классов.

И все же самый интересный кейс книги, пожалуй, японский. Столь долгая продолжительность жизни японцев стала шоком и для экономики страны, и для личных бюджетов. Подавляющее число суицидов (их количество только растет, а Акита — «столица» таких смертей) среди одиноких стариков вызвано нищетой — люди не сберегли достаточно для столь долгой жизни, а пенсии в стареющей Японии уже невелики. Молодежь, видя это, все чаще при наличии возможности отказывается платить пенсионные взносы. Растет напряжение между поколениями, что тоже шок для общества, пропитанного уважением к старшим.

Людей старше 65 лет в стране уже 33 млн, а их потребительские расходы составляют $1 трлн — и в этом видят источник ревитализации экономики, по крайней мере каких-то ее сегментов. В первую очередь роботов: нужны компаньоны (а заодно и наблюдатели за активностью) и экзоскелеты для медработников (поднимать лежачих пожилых). Уже сейчас из-за старения населения меняются привычные вещи: у банкоматов появляются держатели для тростей, у писсуаров — поручни для нетвердо стоящих на ногах, а на машинах — наклейки «За рулем пожилой». Все эти адаптации под нужды стариков и людей, их обслуживающих, будут развиваться, но одно в Японии уже очевидно — число населенных пунктов в стране стремительно уменьшается. Если текущие демографические тренды сохранятся, то через 21 год в ней останется вдвое меньше населенных пунктов.

Король в картофелевозе и невыносимая ревность: семь главных книг лета про сильных женщин

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+