К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дресс-код доступа: по какой теперь «одежке» встречают в приличном обществе

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Толстовка — визитка молодых талантов. Кардиган на молнии поверх рубашки, у которой пуговицы на воротнике, — признак венчурного капиталиста

Если вы посмотрите на однодолларовую купюру, то вам может показаться, что Вашингтон в парике. Старина Джордж мог бы быть доволен собой: он его не носил, но пудрил и зачесывал волосы, чтобы создавалась видимость парика, что приличествовало дресс-коду  президента.

Миллионы людей должны соблюдать дресс-код каждый день на работе или в школе, и миллионы сталкиваются с ним в нерабочее время в ресторанах, ночных клубах и театрах. Некоторые дресс-коды не только предписывают и запрещают определенную одежду, но и настойчивы в деталях. Специальный 44-страничный документ швейцарского банка UBS предписывает сотрудникам следить, чтобы украшения соответствовали цвету оправы очков, а галстук касался верха пряжки ремня. Экс-президент Трамп, к слову, часто завязывал галстук так, что его узкий кончик, скрываемый за широким, просто не доставал до специальной петли, которая должна его удерживать. Находчивый Трамп просто фиксировал его скотчем, что иной раз было заметно.

Профессор Стэнфорда Ричард Томпсон Форд, автор книги «Дресс-код: Как законы моды определяли историю», знаком со стилем не понаслышке и с галстуком точно на «ты»: в 2009 году он был одним из полуфиналистов конкурса «Самый элегантный мужчина» журнала Esquire. «Начиная с позднего Средневековья и до эпохи Просвещения как закон, так и обычай требовали, чтобы одежда оглашала социальный класс, касту, род занятий, религию и, конечно же, пол носящего, — пишет он. — Эти дресс-коды превратили одежду в символ статуса, установив невербальный язык, который остается с нами и по сей день».

 

Панки в офисе. Почему пора забыть про классический деловой образ

В прежние времена нарушения установлений в одежде грозили не только увольнением или побоями, но и смертной казнью. Не имея возможности дискредитировать веру Жанны д’Арк устными показаниями, трибунал воспользовался «заявлениями», сделанными ее одеждой. В бою она носила доспехи, требовавшие традиционно мужского одеяния (например, штанов). Ссылаясь на Второзаконие («На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий, делающий сие»), трибунал обвинил Жанну в ереси.

 

Сегодня ситуация не столь драматична. Даже напротив: в 2019-м топ-менеджеры Goldman Sachs разослали внутреннее электронное письмо с темой «Фирменный дресс-код». В нем, в частности, говорится: «Учитывая меняющийся характер рабочей атмосферы в пользу более непринужденной обстановки, мы считаем, что сейчас самое подходящее время перейти к гибкому дресс-коду». В том же году The Wall Street Journal сообщила, что продажи мужских костюмов за четыре года упали на 8%. Продажи у женщин также вряд ли выглядели хорошо, учитывая, что иконы стиля не помогали. Так, Мишель Обама все два срока мужа в Белом доме почти всегда надевала платье, в то время как до нее первые леди носили юбочный костюм.

Но частные послабления еще не означают отступления от дресс-кода. Офисные работники с Манхэттена облачились в то, что иронично называют «униформа Мидтауна». Ее центральный элемент — флисовый жилет Patagonia. Он может быть другой марки, но должен иметь эквивалентную цену и практичную немодность (Vineyard Vines, Nautica или Moncler подходят, но опасно модны, а все, что сделано компанией, которая также продает женские сумки, одеколоны или обычные мужские костюмы, неприемлемо). Особенно престижен «патагонский» флис, украшенный эксклюзивным логотипом компании или конференции (и не доступный широкой публике).

Не копируйте Цукерберга: 6 ошибок основателей стартапов при выборе одежды

 

В калифорнийском Пало-Альто легко определить, кто в «технологиях», по тому, что он носит. Можно даже сказать, какая конкретно работа у человека. Инженер? Футболка, джинсы и толстовка. Толстовка — визитка молодых талантов. Кардиган на молнии поверх рубашки, у которой пуговицы на воротнике, — признак венчурного капиталиста. Разработчики программного обеспечения могут щегольнуть дизайнерскими толстовками и селвидж денимом. По словам инсайдеров Кремниевой долины, «в быстро меняющемся мире технологий имеет смысл показать, что вы не тратите драгоценное время на что-то столь тщетное, как мода». Когда CEO Yahoo! Марисса Майер в 2013 году появилась на развороте журнала Vogue в сапфирово-синем платье Michael Kors и туфлях на шпильках Yves Saint Laurent, реакция Кремниевой долины была неодобрительной. Один комментатор подытожил общее мнение, сказав, что она «выглядит, как будто в отпуске. Она расслабляется, в то время как все остальные вкалывают». Основатель Facebook Марк Цукерберг, прославившийся «униформой» из толстовки-худи или серой футболки, тоже не удовлетворился тем, что у него просто удобный и невыразительный гардероб. Он приписал ему глубинный смысл: «Я хочу упростить свою жизнь, чтобы мне приходилось принимать как можно меньше решений о чем-либо, кроме того, как лучше служить этому сообществу [Facebook]». Это не помешало ему прийти в Сенат США в строгом костюме — на кону было будущее компании, и подчинение заведенному там дресс-коду было хорошим способом показать свою готовность сотрудничать.

Конечно, можно изящно выйти из гонок за стилем: преподаватели американских университетов пользуются, пожалуй, наибольшей свободой среди всех наемных работников в капиталистическом мире. На конференциях профессора вузов Лиги плюща почти всегда наименее прилично одетые люди в зале. «Пожизненный» профессор заявляет о своем статусе, переворачивая традиционный символизм вверх ногами: ему не нужно «произвести впечатление», потому что в этом мире он уже состоялся. Участие профессора Томпсона Форда в конкурсе самых элегантно одетых — простительное чудачество.

Бархатный пиджак и шорты в горошек: 5 образов, в которых не стыдно выйти в Zoom

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+