«Cветофор неприлично красный»: запасы донорской крови снизились из-за вакцинации от COVID-19
Из-за вакцинации от коронавируса в России возникли проблемы с пополнением запасов донорской крови. Донорам запрещено сдавать кровь между первой и второй прививкой от COVID-19 и еще месяц после получения второго компонента вакцины
Запасы донорской крови в России снизились из-за вакцинации от COVID-19. В некоторых регионах они находятся на «критическом минимуме», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на сообщения медиков и статистику Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). Проблема в том, что донорам запрещается сдавать кровь между первой и второй прививкой от COVID-19 и еще месяц после получения второго компонента вакцины.
В начале августа ФМБА опубликовало в соцсетях призыв к донорам: «Вакцинация спутала все наши планы, а «Светофор неприлично красный». «Донорский светофор» демонстрирует дефицит компонентов крови по аналогии с обычным: красный цвет на нем означает нехватку крови, желтый — недостаточное количество, зеленый — наличие крови, а белый — достаточное количество запасов. «Светофоры» ведут региональные службы крови и они сообщают донорам, кровь какой группы и с каким резус-фактором необходима именно сейчас. В последние недели карта «донорских светофоров» на сайте ФМБА «Я донор» заметно покраснела, отмечает газета.
Директор Центра крови ФМБА России, главный внештатный трансфузиолог ФМБА России София Голосова рассказала, что лето — это традиционное время «донорского затишья» в отпускной период. По ее словам, массовая прививочная компания вызвала проблемы с пополнением донорской крови: между первой и второй прививкой вакцины от коронавируса нельзя быть донором крови, а после получения второго компонента вакцины человек еще на месяц получает медотвод от донорства, «в первую очередь это необходимо для здоровья самих доноров». Голосова отметила, что в ФМБА нет дефицита компонентов крови на выдачу больницам, но сбор крови стало вести сложнее.
Красный рынок: как устроена торговля человеческим телом
Учреждения ФМБА начали вести его по субботам для удобства работающих по будням доноров. Врачи обзванивают постоянных доноров из своей базы и рассылают им СМС-приглашения, однако ситуация «остается тяжелой». «Говорить о том, что все хорошо, нельзя. Мы никогда не можем предугадать, кровь какой группы и в каком количестве может понадобиться прямо сейчас. Ведь не всегда речь идет только о плановых операциях. Поэтому остро стоит вопрос о том, чтобы доноры приходили к нам сразу после истечения срока после вакцинации», — отметила собеседница газеты. Почетный донор России, начальник лечебного отдела РНИМУ имени Пирогова Тигран Мурадян считает, что говорить следует прежде всего о дефиците доноров. «У нас существует хранилище, есть определенные запасы, но, конечно, их нужно пополнять. Кроме того, есть компоненты крови с коротким сроком годности», — сказал он. По словам Мурадяна, сейчас массово прививаются работающие граждане средних лет, а именно они являются активными донорами крови. «Мы активировали свои ресурсы. Это и студенты, и наши сотрудники. Благотворительные фонды, конечно, помогли своими призывами. Дефицита мы не допустим», — заверил почетный донор.
«Я донор, и это очень классно»: предприниматели о том, почему они регулярно сдают кровь
В ряде «красных» на «донорском светофоре» регионов врачи признались, что столкнулись с серьезным дефицитом донорской крови. Они связали ее нехватку с массовой вакцинацией и длительном «карантином» доноров после нее. Об этом, в частности, сообщили сотрудники служб крови Ставропольского и Пермского краев, Ростовской и Ульяновской областей, а также Республики Крым. Городская станция переливания крови Петербурга подтвердила «потребность в донорской крови». Медики запланировали в августе «не менее 15 выездных мероприятий по заготовке крови». В Томском региональном центре крови сообщили, что ситуация с нехваткой доноров наблюдается с июля. Сейчас учреждению требуются «все доноры, особенно все группы резус-отрицательные».
Убедить без принуждения: как правильно организовать массовую вакцинацию
В департаменте здравоохранения Москвы рассказали, что «по сравнению с прошлым годом количество пришедших доноров и совершенных донаций увеличилось», но не пояснили, насколько именно. Говоря о причинах покраснения «донорского светофора», ведомство никак не упомянуло вакцинацию. «Никакого дефицита донорской крови у нас нет, мы работаем в штатном режиме. У нас периодически бывают красные цвета «светофора», чтобы привлечь доноров нужной группы, которая подходит к концу», — заявил заместитель главврача республиканской станции переливания крови Башкортостана Рафаэль Зиятдинов. «В Приморье нет и не было дефицита даже в 2020 году, когда были введены ограничения на передвижение граждан», — заявили в минздраве региона.
В Нижегородском областном центре крови имени Климовой сообщили, что «количество доноров в регионе превышает количество медицинских учреждений, нуждающихся в компонентах донорской крови и плазмы». В департаменте здравоохранения Воронежской области сообщили, что «запасов достаточно для обеспечения медорганизаций в течение 12–14 дней». В департаменте здравоохранения Белгородской области рассказали, что запасы в регионе «достаточны», однако объемы донорской крови 1-й и 2-й групп некритично снизились в течение последних нескольких дней, их «планируется восстановить в течение ближайших дней». Дефицит отрицают в службах крови Тамбовской, Челябинской, Саратовской и Волгоградской областей, а также Забайкальского края. Главврач республиканской станции переливания крови в Махачкале Хадижат Танкаева заявила, что на сайте учреждения «задерживаются» устаревшие данные по дефициту крови, а сейчас в Дагестане нет дефицита компонентов крови.