НКО попросили снять с них обязанность выяснять источники финансирования жертвователей
Более полусотни российских некоммерческих организаций заявили в обращении к Путину, что не смогут отчитаться об иностранном финансировании благотворителей. На жертвователей требования Минюста об указании зарубежных источников финансирования не распространяются, а сами НКО рискуют быть оштрафованными за непредоставление информации
Ассоциация социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) «Благотворительное собрание «Все вместе» обратилась к президенту Владимиру Путин с просьбой продлить мораторий на предоставление отчетных данных об иностранных источниках финансирования своих жертвователей и снять с организаций эту обязанность. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо Путину.
В ассоциацию СОНКО входят 57 организаций, в том числе фонды «Подари жизнь», «Вера», «Старость в радость», «Адвита», «Живой», «Ковчег» и Фонд Константина Хабенского, которые оказывают помощь бездомным, тяжелобольным, сиротам и пожилым. Приказом Минюста в 2018 году для НКО было введена обязанность в ежегодной отчетности предоставлять информацию об иностранных источниках финансирования своих жертвователей.
Два года на исполнение этого требования действовал мораторий, но в январе 2021 года Минюст объявил, что его продление помешает контролю за НКО. На отчетность 2020 года он уже не распространяется, указывают авторы письма. «Просим вас оказать помощь и содействие, дать поручение внести изменения в установленные законодательством требования, а также продлить мораторий на период до внесения изменений в формы отчетности», — говорится в обращении с просьбой избавить НКО от выяснения источников зарубежного финансирования своих жертвователей.
«НКО сейчас на грани разорения»: коронавирус угрожает работе благотворительных организаций
Представители некоммерческого сектора отметили, что на самих благотворителей требования Минюста об информировании о иностранном финансировании при совершении пожертвований не распространяются. Информация об источнике средств жертвователей, отмечают авторы обращения, может представлять коммерческую или иную охраняемую законом тайну и благотворители могут отказаться передавать такие данные. НКО же за предоставление неполной или недостоверной информации несут административную ответственность по статье 19.7 Кодекса о административных правонарушений со штрафами для юридических лиц от 3000 до 5000 рублей.
По оценке ассоциации СОНКО, исполнение требования Минюста приведет к ухудшению их положения, в частности, оно «увеличивает расходы, связанные с рассылкой информационных запросов об источнике финансирования в адрес благотворителей, большим документооборотом, почтовыми издержками». По словам участников «Благотворительного собрания «Все вместе», это может привести и к сокращению размера пожертвований, что сделает невозможным оказание помощи в полном объеме.
По словам члена Общественной палаты, замглавы Совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере Елены Тополевой-Солдуновой, «проблема актуальна для всех НКО, у которых много источников финансирования». «Фонды в письме действительно бьют тревогу — они не знают, как добросовестно заполнить эту форму. Никто не объяснил, как это сделать», — сказала она.
Собеседница газеты считает, что было бы логично, если бы информацию об источниках финансирования жертвователей предоставляли не НКО, а сами ведомства. «У Минюста больше возможностей получить такую информацию, чем у некоммерческих организаций», — отметила Тополева-Солдунова.
В прошлом году в Минюст обратилась Общественная палата, она также предлагала изменить требования отчетности НКО об источниках финансирования их жертвователей. В ответе Минюста (датирован январем 2021 года) говорится, что введение моратория и изменение форм отчетности ведомству «представляется нецелесообразным». Минэкономразвития в феврале по поручению вице-премьера Татьяны Голиковой поддержало необходимость корректировки форм отчетности для НКО «с учетом реальной возможности некоммерческих организаций предоставлять необходимую информацию, направив письмо в Минюст.
Собеседник газеты в правительстве отметил, что заморозка требования два года назад была введена Минюстом также по требованию Голиковой. Он добавил, что сейчас идет «процесс аналогичного согласования». «Будет выработан подход к оптимальному регулированию ситуации с учетом вступившего в силу 481-го закона», — сказал источник.
В самом Минюсте сообщили, что ведомство будет менять изначальный приказ с учетом 481-го федерального закона о дополнительных мерах противодействии угрозам национальной безопасности. Этот вступивший в силу закон расширил понятия иностранных источников.
В марте Минюст запланировал провести рабочее совещания с участием представителей НКО, где разъяснит и обсудит рекомендации по заполнению и представлению форм отчетности НКО, «утвержденных приказом №170». В министерстве добавили, что в январе — начале февраля 2019 года до введения моратория на исполнение требований приказа, НКО представили более 4000 отчетов об источниках иностранного финансирования благотворителей.