«Коммерсантъ»: Минпромторг отозвал лимиты на льготное автокредитование
Минпромторг отказался возобновлять программу льготного автокредитования как минимум в августе несмотря на то, что на эти цели уже выделено 5 млрд рублей. Причиной стал дефицит машин из-за ажиотажного спроса
Минпромторг не возобновит в августе программу льготного автокредитования: из-за дефицита машин у банков отозвали уже выделенные лимиты финансирования. Всего на эти цели дополнительно выделили 5 млрд рублей, но в июне и июле программа не была перезапущена из-за «перегрева» рынка, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники. Участники рынка надеются, что формат поддержки вернется к старой схеме субсидирования процентной ставки, а не скидки к цене на машину.
Программа перезапуска льготного автокредитования предусматривала компенсацию из бюджета 10% авансового платежа за автомобили стоимостью до 1,5 млн рублей. Механизм льготного кредитования был ориентирован в основном на модели «Автоваза». В мае прошел отбор банков для участия в программе с допфинансированием в 5 млрд рублей. Предполагалось, что этих средств будет достаточно для покупки в кредит 50 00 машин. Лимиты банкам-участникам Минпромторг выдал в начале июня, при этом в министерстве признали, что программу нельзя запускать в июне и июле из-за «перегрева» авторынка.
Льготное автокредитование в России может возобновиться к концу весны
Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что Минпромторг отозвал выделенные банкам лимиты. По словам собеседника газеты, никаких подтверждений, что программы снова запустят в августе или позднее, не поступило. Собеседники в автоконцернах назвали решение ожидаемым, но странным: весь последний месяц чиновники говорили о возобновлении программы. Один из источников газеты сказал, что запуск ее в августе планировалось «приурочить к предвыборной кампании». В Минпромторге, несмотря на определенность в прошлом, в этот раз сказали, что лишь рассматривают целесообразность возобновления этой программы. По оценке министерства, на рынке наблюдается ажиотажный спрос на автомобили, продажи превысили показатели доковидного 2019 года. Собеседники газеты отметили, что чиновники в связи с отменой возобновления льготного кредитования указывали на дефицит машин и перегретый рынок.
Правительство продлило программы льготного автокредитования до конца 2023 года
В «Росбанк Авто» отметили, что знают об отказе Минпромторга от планов возобновления программы с августа, а решение о перезапуске будет зависеть от спроса и общей ситуации на авторынке, уровня инфляции и готовности автопроизводителей увеличить поставки автомобилей. В ВТБ связали отказ с сохраняющимся дефицитом машин на складах дилеров и трудностями в поставках комплектующих: «Учитывая эту ситуацию, стимулирование спроса на автомобили не имело бы практического смысла». Скорее всего, госпрограмма возобновится, когда рынок вернется к модели «рынок покупателя», — сказали в банке «Тинькофф».
Об отказе от выдачи автокредитов с поддержкой государства в августе информированы и дилеры. Глава департамента финансовых услуг ГК «Автоспеццентр» Дмитрий Мольков назвал решение ожидаемым с учетом дефицита предложения. «В этих условиях дополнительно стимулировать спрос означало бы еще больше усилить дефицит и подтолкнуть рост цен», — отметил он. Перезапуск в августе не совсем логичен, так как сейчас большинство мировых заводов будет находиться на каникулах и автомобилей может быть еще меньше, добавил директор по продажам «Авилон Volkswagen» Максим Васильев. Руководитель подразделений кредитования и страхования Fresh Auto Дарья Тимченко уточнила, что в целом машин стоимостью до 1,5 млн рублей на рынке «очень мало».
Из-за дефицита чипов «Автоваз» перешел к поставкам машин без мультируля и магнитолы
Сергей Удалов из «Автостата» ожидает, что предложение на рынке будет восстанавливаться постепенно до конца года, а господдержка пригодилась бы в случае резкой остановки рынка. «Достаточно крупные» поставки дилерам машин возобновятся с сентября, рассказал Максим Васильев: «возможно, перезапуск льготных программ в это время был бы более логичен». Участники рынка считают правильным изменить механизм программы на будущее. В нынешнем формате господдержки (скидка на автомобиль), в отличие от старой схемы (субсидирование ставки по кредиту), льготное автокредитование сказывается на продажах бюджетных автомобилей и в то же время ведет к росту цен на них, отметил Сергей Удалов.
Российский авторынок продолжает расти на фоне дефицита и подорожания машин
Руководитель «Росбанк Авто» Наталья Русова отметила, что клиенты заинтересованы в изменении формата программы на субсидирование процентных ставок. По ее словам, подобный формат был бы более востребован с учетом роста инфляции и удорожания стоимости автомобилей. Глава управления автокредитования «Тинькофф» Кирилл Григорьев рассчитывает, что Минпромторг пересмотрит подход к госпрограмме и «уберет барьеры для банков и клиентов, сделав ее доступной для всех клиентов вне зависимости от банка, где они берут автокредит». Он добавил, что по такой модели работает, например, материнский капитал, когда выплаты получают не от банка, а от государства.