Набиуллина заявила о рисках для вкладчиков из-за создаваемых банками экосистем
Создание банками экосистем создает риски для вкладчиков, в том числе из-за возможной поздней окупаемости таких инвестиций, предупредила Набиуллина. По ее словам, расходы банков на собственные онлайн-кинотеатры не должны становиться проблемой для людей, которые просто принесли деньги на депозит
Создаваемые банками экосистемы «таят свои риски», в том числе риск поздней окупаемости инвестиций в другие проекты. Об этом глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила на ежегодной встрече банкиров с руководством регулятора, передает ТАСС.
«Банки инвестируют средства вкладчиков в новый бизнес, в свою экспансию. Отдачи от этих бизнесов могут быть и меньше, и позднее, чем ожидает банк, который находится в центре экосистемы», — отметила Набиуллина. Она заявила, что вкладчик «вправе рассчитывать, что если он привнес деньги в банк, то не его проблема, насколько будет прибылен онлайн-кинотеатр или даже сеть онлайн-кинотеатров, которой банк владеет».
Россия должна научиться регулировать экосистемы, заявляла Набиуллина на Гайдаровском форуме. Она отмечала, что регулирование необходимо в том числе для поддержания конкуренции на рынке и исключения какой-либо дискриминации пользователей. «Если у вас одна экосистема и вы поставщик продукции, которую можете продавать только через эту экосистему, и если вас от нее отрубили, вы, по сути, лишаетесь бизнеса», — говорила глава регулятора. По ее мнению, экосистемы не должны строиться «по закрытому принципу, когда лидеры рынка захватывают в свой периметр все больше небанковских продуктов, собирают все больше данных».
Паутина для клиента. Как российские банки превращаются в технологические компании
Собственную экосистему строит, например, «Сбер». В нее входят несколько десятков компаний, занимающихся в том числе финансовыми услугами, доставкой товаров и развлечениями. Наблюдательный совет Сбербанка одобрил его преобразование в экосистему еще в 2016 году. Президент Сбербанка Герман Греф говорил Forbes, что финансовые услуги являются «промежуточными», а все владельцы промежуточных сервисов «постепенно будут вытеснены экосистемами».
Тинькофф Банк также позиционирует себя как онлайн-экосистему, основанную на финансовых и лайфстайл-услугах. Помимо банковского обслуживания, «Тинькофф» предоставляет, например, услуги в сферах покупки билетов и мобильной связи. Основатель банка Олег Тиньков в социальной сети Clubhouse рассказывал, что частью экосистемы мог стать онлайн-кинотеатр, однако сейчас на рынок видеосервисов, по его мнению, заходить уже дорого.
Служба одного окна: зачем банкам понадобилось изобретать суперприложения
ВТБ в 2021 году планирует запустить в рамках своей открытой экосистемы три новых партнерства. Ключевыми индустриями для развития банк считает технологические компании, сервисы объявлений, электронную коммерцию и ретейл, а также телеком, индустрию развлечений и транспортную отрасль.