ЦБ поддержал Московскую биржу в споре с трейдерами из-за отрицательных цен на нефть
Центробанк встал на сторону Московской биржи в споре с трейдерами, которые потеряли миллионы рублей из-за приостановки торгов, когда цены на американскую нефть WTI упали ниже нуля. Регулятор не увидел нарушений в действиях площадки. Убытки трейдерами эксперты оценивали в сумму до 1 млрд рублей
Центробанк не увидел нарушений в действиях Московской биржи, которая в апреле после падения цен на фьючерсы на американскую нефть WTI сначала перестала принимать заявки на сделки, а затем остановила торги, узнали «Ведомости» из ответа первого замдиректора департамента ценных бумаг и товарного рынка Ольги Шишлянниковой на жалобу участников рынка. Представитель ЦБ подтвердил газете, что претензий к Московской бирже у регулятора нет.
20 апреля майские фьючерсы на WTI подешевели на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) до отрицательных значений — к закрытию контракты стоили минус $37,63 за баррель. На Московской бирже цена фьючерсов к 19:23 мск достигла нижней границы ценового коридора в $8,84 за баррель, и система перестала принимать заявки с меньшими ценами. Примерно к 2:00 ночи 21 апреля Московская биржа остановила торги майскими фьючерсами на WTI. Свои действия она объяснила тем, что ее брокерские и клиринговые системы не умеют работать с отрицательными ценами, и их появление могло привести к проблемам по всему рынку. Московская биржа решила произвести расчет по цене закрытия в минус $37,63 за баррель.
Потери трейдеров из-за остановки торгов могли достичь 1 млрд рублей, оценивал «Алор брокер». Директор по брокерскому бизнесу «БКС Брокер» Олег Чихладзе допустил, что физические лица, которые не смогли закрыть позиции из-за биржевых ограничений, могли понести ущерб в сотни миллионов рублей. Президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев призывал биржу поучаствовать в реструктуризации убытков, но биржа отказалась.
Претензии трейдеров
Первая претензия трейдеров касалась отказа Московской биржи принимать заявки по цене ниже $8,84 за баррель. Это нижняя граница ценового коридора, который, по правилам биржи, в вечернюю сессию, после 19:00 мск, не двигается. Такой подход действует на бирже с момента запуска вечерней сессии, а правила «были со всеми согласованы», пишут «Ведомости» со ссылкой на письмо Шишлянниковой. Документы биржи и ее дочернего Национального клирингового центра (НКЦ) позволяют менять границы и вне расчетного периода, но не требуют этого, отметили «Ведомости». Шишлянникова утверждает, что биржа и НКЦ рассматривали такую возможность, но посчитали, что это может привести к еще более негативному сценарию и убыткам еще большего числа инвесторов.
Второе положение касалось остановки торгов 21 апреля, но и на это биржа имела право, чтобы минимизировать риски, передают позицию Шишлянниковой «Ведомости». Она отметила, что цена исполнения была к тому моменту определена, потому что, по правилам биржи, расчетная цена соответствует цене по итогам торгов в предпоследний день на NYMEX — в данном случае 20 апреля. Исполнение контрактов произошло в соответствии с их спецификацией, подчеркнула первый замдиректора департамента ЦБ.
Третья претензия состояла в том, что Московская биржа трейдеров не предупредила о возможности отрицательных цен. Но она и не обязана сообщать участникам торгов о наличии информации о торгах в отрицательной зоне на сайте CME Group (владельца Нью-Йоркской биржи), заинтересованные лица могут сами отслеживать эту информацию, указала Шишлянникова.
Инвесторы начали готовить иск к Московской бирже из-за остановки торгов фьючерсами на WTI
Четвертая претензия касается возмещения убытков. По словам Шишлянниковой, ЦБ не возмещает убытки, полученные инвесторами на бирже, и не вправе требовать этого от Московской биржи. Нет у ЦБ и права требовать изменения договоров, в том числе спецификаций фьючерсов и правил торгов, по вопросу возмещения убытков инвесторам надо обращаться в суд, отметила она.
Вместе с тем, ЦБ пообещал выработать рекомендации биржам и участникам торгов для минимизации рисков на срочном рынке, в том числе по усовершенствованию риск-менеджмента, снижению технологических рисков отрицательных цен и более подробного раскрытия информации о рисках и принятых решениях, включая приостановку торгов, указали «Ведомости».