К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Короли бури: самые устойчивые к коронавирусу участники рейтинга Forbes

Короли бури: самые устойчивые к коронавирусу участники рейтинга Forbes
Кризис создает сложные условия для ведения бизнеса по всему миру и почти во всех сферах. Кто из участников российского списка Forbes сможет выйти из него победителем?

У любого экономического кризиса есть свои бенефициары — те бизнесмены, активы которых демонстрируют устойчивость или рост, несмотря на турбулентность на рынках. Нынешний коронавирусный кризис, в который попала мировая экономика, конечно же, не исключение.

Самый надежный актив в период волатильности — это, по традиции, кеш, живые деньги. Forbes в начале апреля проанализировал, у каких российских бизнесменов притоки наличных за год были самыми существенными. Теперь мы решили изучить, у кого из миллиардеров бизнес не только остается устойчивым в условиях длительного локдауна, но еще и может наращивать продажи и клиентскую базу.

Мы выбрали компании из шести отраслей, которые сейчас демонстрируют устойчивость. При отборе этих отраслей мы ориентировались на то, какие компании из индекса Мосбиржи росли с 30 марта (начало первой нерабочей недели) по 20 апреля. Также мы ориентировались на составляемый индексной компанией «Бета Финансовые Технологии» индекс Stay at Home Economy Russia, в который входят 13 наиболее устойчивых в условиях карантина системообразующих компаний.

 

Выбрав устойчивые отрасли, мы изучили, у кого из участников рейтинга Forbes компании из этих отраслей, в том числе непубличные, составляют более 50% состояния за исключением кеша.

Удобрения
Andrey Rudakov·Bloomberg via Getty Images

Удобрения

1. Андрей Гурьев и cемья

Защитный актив: «ФосАгро»

Акция «ФосАгро»: +7%, до 2644 рублей

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $4,1 млрд, № 25

2. Андрей Мельниченко

Защитный актив: «Еврохим»

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $12,5 млрд, № 9

Люди будут есть всегда, поэтому спрос на используемые в сельском хозяйстве удобрения будет сохраняться, отмечает старший директор АКРА Максим Худалов. Его могут подстегнуть вспышки голода в некоторых регионах, которые вынудят обрабатывать новые почвы более интенсивно и, соответственно, больше удобрять их, добавляет эксперт.

В наибольшем выигрыше компании, которые сконцентрированы на производстве фосфатов. Из российских крупных производителей это «ФосАгро». На такие удобрения сейчас спрос, потому что европейцы с 2020 года ограничили использование удобрений с высоким содержанием токсичного тяжелого металла — кадмия. Большая часть зарубежных производителей имеет проблемы с повышенным содержанием кадмия в фосфатах, а в российской продукции его содержание ниже требований европейских регуляторов, поэтому спрос на российскую продукцию будет расти, считает Худалов.

«Еврохим» — крупнейший производитель азотных и фосфатных удобрений в России, в последние годы стал одним из трех крупнейших в мире производителей удобрений полного спектра — на основе азота, фосфора и калия. В 2019 году компания запустила «Усольский калийный комбинат», еще один калийный комбинат — «ВолгаКалий», работает в тестовом режиме. Но калийные удобрения в последнее время упали в цене — до $245 за тонну хлорида калия.

Золото
Andrey Rudakov·Bloomberg via Getty Images

Золото

1. Сулейман Керимов и семья

Защитный актив: «Полюс»

Акция «Полюса»: +37%, до 11 635 рублей

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $10 млрд, № 13

2. Константин Струков

Защитный актив: «Южуралзолото»

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $2 млрд, № 50

Золото — безусловный защитный актив в период кризиса. У «Полюса» огромные запасы, с которыми компания переживет любой кризис, убежден Максим Худалов из АКРА. Месторождения у крупнейшего в России золотодобытчика разбросаны по стране, работа ведется вахтовым методом, и это в случае необходимости позволит компании купировать отдельные очаги возникновения инфекции, считает эксперт. Если заболеют сотрудники в одну смену, то их можно отправить на карантин и перевести других людей на объект.

Что касается «Южуралзолота», то формально это тоже устойчивое предприятия, но в последнее время оно консолидировало новые структуры, в том числе Petropavlovsk, и есть риск, что они не успели интегрироваться полноценно, отмечает Худалов.

Телеком
Matthew Horwood·Getty Images

Телеком

Владимир Евтушенков

Защитный актив: МТС

Акция МТС: +3%, до 306 рублей

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $1,5 млрд, № 65

Телекомы на сегодняшний день являются защитным активом, особенно в России, говорит аналитик банка «Уралсиб» Константин Белов. Доля расходов россиян на связь небольшая в структуре доходов домохозяйств, но потребность в услугах связи сейчас растет из-за перехода офисов на удаленную работу. МТС — один из лидеров рынка в сегменте мобильной связи, а также фиксированной связи. Его финансовые показатели одни из лучших на рынке с точки зрения долговой нагрузки, свободного денежного потока, который позволяет обслуживать долг и выплачивать акционерам дивиденды, говорит Белов. Чистый долг МТС — 280,5 млрд рублей, что эквивалентно 1.5 EBITDA за последние 12 месяцев — это самый низкий показатель на рынке телекома, приводит цифры аналитик.

Технологии / IT / интернет
Getty Images

Технологии / IT / интернет

1. Юрий Мильнер

Защитный актив: инвестиции DST Global

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $3,8 млрд, № 27

У DST Global есть «устойчивые» инвестиции — это приложение для трейдинга в США Robinhood, необанк Chime и другие инвестиции в финтех, например, Revolut.

2. Павел Дуров

Защитный актив: Telegram

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $3,4 млрд, № 30

Telegram выигрывает от локдауна, так как регулярное общение людей еще больше переходит в мессенджеры, считает старший инвестиционный менеджер венчурного фонда Runa Capital Константин Виноградов. Мессенджер помогает распространению информации о коронавирусе — oн верифицировал 17 официальных каналов, через которые министерства здравоохранения разных стран оповещают людей о мерах безопасности и числе заболевших.

3. Дмитрий и Игорь Бухманы

Защитный актив: Playrix

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: по $3,1 млрд, № 34 и № 35

В период изоляции люди ищут себе новые формы доступного досуга — это резко увеличило спрос на видеоигры, отмечали в компаниях Ozon  и «М.Видео-Эльдорадо». На 26% c начала года выросла стоимость акций Zynga, американской компании — аналога Playrix, поэтому есть все основания полагать, что бизнес братьев Бухманов будет процветать, пока большая часть мира будет на карантине.

4. Леонид Богуславский

Защитный актив: инвестиции RTP Global

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $1,5 млрд, № 64

Инвестиционный фонд RTP Global держит доли в компаниях, бизнес-цикл которых не сильно реагирует на мировые катаклизмы, — это онлайн-кинотеатр ivi.ru, софтверная компания Datadog, которая в 2019 году вышла на IPO, картографические сервисы 2GIS.

5. Николай Сторонский

Защитный актив: Revolut

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $1,1 млрд, № 89

Revolut и так был востребован, а текущая ситуация с коронавирусом только усиливает переток пользователей операций в удобные online-only финансовые сервисы, говорит Константин Виноградов из Runa Capital. Локдауны в европейских странах заставят людей еще больше сталкиваться с ограничениями традиционных банков, многие процессы которых по-прежнему завязаны на физическом посещении отделений. В результате клиенты будут еще активнее переходить в необанки вроде Revolut, Monzo, N26 и т. д.

* Forbes не стал учитывать в числе устойчивых к коронавирусу компанию «Яндекс». Хотя ее акции за рассматриваемый период и выросли на 2,5%, до 2736 рублей за бумагу, сейчас ее доходы подвержены рискам — в 2019 году больше 60% выручки «Яндекса» приходилось на рекламу, еще 23% — на такси, говорит аналитик банка «Уралсиб» Константин Белов. Инвестбанк UBS прогнозирует падение выручки компании на 2% по итогам 2020 года, что произойдет впервые за 12 лет.

Фармацевтика
Dhiraj Singh·Bloomberg via Getty Images

Фармацевтика

1. Виктор Харитонин

Защитный актив: «Фармстандарт»

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $2,3 млрд, № 43

2. Алексей Репик

Защитный актив: «Р-Фарм»

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $2,1 млрд, № 48

3. Вадим Якунин

Защитный актив: «Протек»

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $1 млрд, № 102

При анализе бизнес-моделей фармацевтических компаний нужно смотреть, какая доля бизнеса приходится на розничные продажи в аптеках, а какая — на госконтракты, говорит руководитель Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. На тех, кто заточен под розницу, будет влиять падение доходов населения, а на компании, работающие с государством, — другие факторы. На госсегмент у «Р-Фарм» приходится 96% продаж, у «Фармстандарта» — 60%, у «Протека» — 35%, приводит данные аналитическая компания «Альфарм».

Люди, особенно страдающие хроническими заболеваниями, закупились в аптеках лекарствами перед первой нерабочей неделей, после чего в рознице началось падение продаж, говорит заместитель генерального директора «Альфарм» Татьяна Литвинова. На неделе с 30 марта по 5 апреля было драматическое падение розничных продаж в аптеках на 25% к предыдущим семи дням, на неделе с 6 по 12 апреля падение продаж продолжилось и составило 12%, приводит данные эксперт.

Но несмотря на общую депрессию на рынке, в отрасли есть точки роста. Растут продажи противовирусных препаратов — это напрямую связано с пандемией и вирусными инфекциями, которые приходятся на март, говорит Литвинова. Также на продвижение влияет упоминания в СМИ. Хорошо продаются безрецептурные противотревожные препараты — месяц самоизоляции дает о себе знать.

Что влияет на производителей лекарств? Первое — это девальвация рубля. Российские производители используют импортные субстанции, иностранное оборудование, некоторые закупают за рубежом еще и упаковки, указывает Литвинова. Крупнейшие российские производители лекарств, в том числе «Фармстандарт» Виктора Харитонина, уже заявили Минпромторгу о возможном прекращении выпуска ибупрофена, парацетамола и других жизненно важных препаратов из-за веской причины — отрицательной рентабельности их производства.

Что касается госсегмента, то назвать эту гавань абсолютно тихой для отрасли тоже нельзя, указывает Литвинова. Новое ценовое регулирование на препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов может существенно изменить позиции компаний на фармацевтическом рынке. Хотя в 2019 году государственный сегмент существенно увеличил свою долю. И в первую очередь это связано с дополнительным финансированием онкопрограмм (эти программы не ограничатся одним годом) и расширения программы «Семь высокозатратных нозологий».

Алкоголь (дистрибуция и производство)
David Silverman·Getty Images

Алкоголь (дистрибуция и производство)

1. Игорь Кесаев

Защитный актив: «ДКБР Мега Ритейл Групп» (сети «Красное & Белое», «Дикси», «Бристоль»)

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $3,5 млрд, № 28

2. Сергей Кациев

Защитный актив: «ДКБР Мега Ритейл Групп»

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $1,5 млрд, № 66

3. Сергей Студенников

Защитный актив: «ДКБР Мега Ритейл Групп»

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $1 млрд, № 97

4. Юрий Шефлер

Защитный актив: группа SPI

Состояние и место в рейтинге в 2020 году: $1,6 млрд, № 63

Если посмотреть на прошлые кризисы, то рост потребления алкоголя населением России наблюдался в течение года-полутора до момента начала адаптации, отмечает партнер «НЭО Центра» Инна Гольфанд. Вызвано это ростом стресса, связанного с увольнениями и денежными проблемами, говорит она.

В последнюю неделю марта люди активно закупались алкогольной продукцией на период изоляции, говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. И если на первую неделю апреля пришелся спад 20-30%, так как у населения сформировались запасы, то на второй неделе снова наблюдался рост продаж, говорит он.

В «НЭО Центре» по итогам общения с ретейлерами и производителями пришли к выводу, что сейчас растет потребление пива. Причины в том, что это недорогой напиток и многие люди, перейдя на удаленную работу, закупили целые ящики, говорит Гольфанд. Пиво можно пить в течение дня, сильно не пьянея и сохраняя работоспособность. В то же время многие крепкие напитки, кроме водки, подорожали из-за ослабления рубля. Движение цен на отечественные товары будет следовать за ценниками импортной продукции. «В итоге средний класс будет переходить постепенно к товарам подешевле, то есть к российскому производителю, а незащищенные слои населения увеличат потребление контрафакта», — опасается Гольфанд.

«Красное & Белое» предлагает не самую дорогую продукцию, около 80% ассортимента — российская продукция, поэтому у них можно ожидать рост потребления, полагает Гольфанд. Но давящий фактор — сложности с логистикой, с которыми сталкивается не только «Красное & Белое», но и весь ретейл.

Группа SPI, которая владеет марками водки «Столичная» и «Московская», также скорее всего станет бенефициаром коронавируса, полагает эксперт. Многие бренды группы приходятся не на высокий сегмент, к тому же бизнес группы хорошо диверсифицирован на международном уровне — на долю России приходится около 10% продаж, отмечает Гольфанд.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+