Литва из-за санкций США откажется от транзита калийных удобрений из Белоруссии
Литва с декабря прекратит транзит белорусских калийных удобрений из-за американских санкций. Российские перевозчики, на которых Минск может переориентировать поставки, неохотно работают с подсанкционными грузами, но выходом может стать создание специальной компании для транспортировки калийных удобрений
Литва с декабря из-за американских санкций прекратит транзит калийных удобрения из Белоруссии. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на министра транспорта Литвы Марюса Скуодиса. Эксперты отмечают, что для перевалки продукции «Беларуськалия» через Россию потребуется создать специальную компанию для перевозки удобрений.
Продукция производителя калийных удобрений «Беларуськалий» не будет перевозиться через Литву с декабря из-за санкций США, заявил министр транспорта страны Марюс Скуодис. Он уточнил, что эти удобрения составляют около трети грузов, которые перевозятся по литовским железным дорогам и через Клайпедский порт. Министр рассказал, что «предприятия, если есть субъект под санкциями, отказываются с ним иметь какие-либо бизнес-отношения, чтобы избежать риска». США ввели санкции в отношении «Беларуськалия» и ряда других белорусских компаний 9 августа. В конце июня санкции в отношении «Беларуськалия» ввел ЕС, но они коснулись только незначительной части продукции.
«Подавитесь вы этими санкциями»: главное из восьмичасового выступления Лукашенко
Минфин США отвел четыре месяца для того, что компании свернули сделки с белорусским производителем калийных удобрений и любым предприятием, где он владеет 50% и более. По формальным признакам под санкционные меры не попадет экспортный трейдер «Беларуськалия» — Белорусская калийная компания (БКК), где национальному производителю принадлежит 48% (еще 42% — у «Белорусской железной дороги», остальное — у государственной страховой компании «Белэксимгарант»). В БКК заявили, что трейдер «будет работать в правовом поле». Глава железнодорожной компании Литвы Lietuvos gelezinkeliai Мантас Бартушка оценил потери выручки от прекращения транзита калия в €60 млн в год, и €100 млн — для всей литовской логистической цепочки. В прошлом году Lietuvos gelezinkeliai перевезла около 11 млн тонн калия из Белоруссии (общий объем производства в 2020 году — 12,2 млн тонн).
Москва и Минск договорились о перевалке белорусских нефтепродуктов в портах России
Собеседники газеты среди отечественных перевозчиков отмечают, что они не готовы рисковать, заключая контракты с «Беларуськалием» на перевозку калия по территории России. Вариант переориентации перевалки белорусских удобрений из Прибалтики в российские порты Минск и Москва обсуждают уже не первый год. По данным источников газеты, терминалы «Ультрамара», «Уралкалия» и «Еврохима» на Балтике могли бы принять как минимум 2 млн тонн белорусского калия. Ранее обсуждалась возможность строительства в Ленинградской области собственных мощностей «Беларуськалия» для экспорта, но в итоге компания отказалась от них. Собеседники на рынке полагают, что единственным вариантом для Минска после закрытия транзита через Литву останется Украина. Однако для украинских компаний, считают они, опасения введения санкций могут перевесить выгоду от перевозки больших объемов грузов. Украине, добавляют они, может не хватить транспортных мощностей для такого объема.
Наталия Абцешко из Vegas Lex отметила, что у контрагентов БКК может сработать «фактор излишней предосторожности» — в этом случае они откажутся от сотрудничества с трейдером из опасения, что OFAC придет к выводу о наличии косвенного контроля «Беларуськалия» над БКК. Екатерина Орлова из СМ Grace Consulting подтвердила, что риски взаимодействия с БКК есть, так как «совершенно не имеет значения, что право собственности на вывозимый товар переходит к БКК в рамках экспорта — этот товар рассматривается как заблокированное имущество». Она напомнила, что американское законодательство предполагает так называемые вторичные санкции против любых лиц, в том числе нерезидентов США, за предоставление любого содействия лицам под санкциями.
Соседи по санкциям: что изменилось для работающего в Белоруссии российского бизнеса
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров указывает, что единственным реальным каналом для «Беларуськалия» может быть экспорт через территорию России. По его словам, для российских операторов существуют определенные санкционные риски, но из формулировок санкций однозначно не следует, что они коснутся именно операторов — грузоотправителем и экспедитором может выступить специально созданная российская компания. В России парк минераловозов консолидирован у производителей удобрений и принадлежащего ВТБ «Русагротранса», а для них работа с санкционным грузом нецелесообразна, добавил он.