Соседи по санкциям: что изменилось для работающего в Белоруссии российского бизнеса
«Самолетные» санкции
Очередные санкции ЕС, США, Великобритании и Канады против Белоруссии ознаменовали качественно новый этап давления на Минск. Еще в прошлом году Запад заметно активизировал ограничительные меры на фоне общественных протестов. С тех пор в отношении Белоруссии было введено несколько волн санкций. Под ограничения попадали чиновники и силовые структуры, которых в Брюсселе, Вашингтоне и других столицах считали причастными к подавлению оппозиции. Бизнес долгое время не трогали. Санкции обходили стороной системообразующие предприятия и ключевые отрасли: нефтепереработку, производство удобрений и машиностроение. Все изменил инцидент с рейсом Ryanair.
Сначала ЕС принял решение о запрете доступа белорусских авиакомпаний в аэропорты и воздушное пространство Союза. Затем США без лишнего шума не стали продлевать действие генеральных лицензий, дающих исключения из санкций для девяти крупных белорусских предприятий. Последняя такая лицензия истекла 3 июня. Теперь в отношении этих предприятий снова действует полный объем блокирующих санкций. Гражданам и организациям США запрещено вступать с ними в трансакции. Фактически это означает утрату возможности использовать долларовую финансовую систему.
Спорная посадка: каким может быть международное расследование инцидента с рейсом Ryanair
Кроме того, под угрозой вторичных санкций США от заблокированных компаний могут дистанцироваться и контрагенты в других юрисдикциях — банки, порты, поставщики оборудования, покупатели продукции и т. п. Картину дополнили масштабные санкции ЕС. 21 июня Брюссель включил в свои списки 78 физических лиц и восемь компаний, включая такие известные бренды, как МАЗ и БелАЗ, а также поставщиков нефтепродуктов, промышленных товаров и даже цветов. Они не смогут вступать в сделки с контрагентами из ЕС, их активы в юрисдикции Союза будут заморожены. США ввели дополнительные санкции против силовых структур. «Отбомбились» по Белоруссии и Великобритания с Канадой.
Риски для России
Новые санкции грозят проблемами российскому бизнесу. Главная угроза — вторичные санкции и действия регуляторов США по исполнению своих санкционных режимов. Любая долларовая трансакция с заблокированными компаниями грозит штрафом американского Минфина. А преднамеренные «схемы» по обходу санкций — уголовным преследованием. ЕС пока не лютует, хотя прецеденты уголовных дел были по санкциям против России, а в Брюсселе всерьез задумались над повышением эффективности своих ограничительных мер. Банки будут попросту тормозить любые трансакции в долларах и евро. Проблемы могут возникнуть и в случае поставок, например, американских товаров в Белоруссию через компании из России. Реакцией на уровне российского бизнеса может стать отказ от каких-то проектов на белорусском рынке.
Бесполетная зона: какие авиасанкции грозят Белоруссии
Оптимальный же путь, по которому могут пойти в Москве и Минске, — расширение расчетов в рублях, использование альтернативных систем передачи финансовых сообщений, а также интеграция национальных платежных систем в рамках Союзного государства России и Белоруссии. Собственно, работа в этом направлении велась уже давно. За последние годы доля рубля существенно выросла в торговле внутри ЕАЭС, хотя кризис 2020 года и приостановил данную тенденцию. Белорусские банки стали пользователями российской Системы передачи финансовых сообщений (СПФС). Рост санкционного давления должен ускорить интеграцию финансовой инфраструктуры.
Российская лояльность: почему инвесторы не боятся белорусских облигаций
Тем не менее даже в этом случае торговля с Россией вряд ли компенсирует все потенциальные убытки Республики Беларусь. США и ЕС, скорее всего, будут наращивать давление на Минск. Александр Лукашенко оказывается в сложной ситуации. Он может пойти на уступки в отношениях с оппозицией, рассчитывая на смягчение санкций. Такие прецеденты уже были в прошлом. Большой вопрос, насколько западные столицы готовы к повторению опыта. К тому же неясно, какой именно курс выбран в отношении Минска? Одно дело — давление с целью уступок, другое — бескомпромиссная ставка на истощение белорусской экономики и слом существующей политической системы через массовые протесты. Бизнес в любом случае оказывается в ситуации высоких политических рисков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции