К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Закон об интернет-заложниках»: чем новая инициатива депутатов грозит зарубежным и российским ИТ-компаниям

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Депутаты хотят обязать иностранные интернет-компании с аудиторией более 500 000 в России открывать здесь представительство. За неповиновение им грозит замедление трафика, запрет на рекламу и блокировка. Инициатива может навредить не только Google, Apple, Facebook и Twitter, а также «Яндексу» и Mail.ru Group, так как они работают с зарубежными контрагентами, полагают опрошенные Forbes эксперты.

В пятницу, 21 мая, группа депутатов внесла в Госдуму законопроект «О деятельности иностранных лиц в сети «Интернет» на территории РФ». 1 июня Госдума приняла законопроект в первом чтении. Согласно тексту законопроекта, зарубежные IT-компании обязаны открыть в России филиал, представительство или уполномоченное юрлицо, а также зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора. Также компании должны будут разместить на своем ресурсе электронную форму обратной связи для россиян и организаций. В этом случае «иностранное лицо будет считаться «приземленным», говорится в опубликованной в телеграм-канале депутата Александра Хинштейна схеме. 

Telegram-канал Александра Хинштейна

Полный перечень IT-компаний составит и опубликует Роскомнадзор на своем официальном сайте по методике, которую должно разработать правительство. IT-компании будут обязаны установить на свой сайт одну из специальных программ для подсчета количества пользователей, предложенных Роскомнадзором. Если в течение трех месяцев счетчик покажет, что на иностранном ресурсе меньше 500 000 российских посетителей в день, то сайт будет исключен из перечня.

Законопроект должен вступить в силу 1 января 2022 года. Его авторы — Александр Хинштейн, Сергей Боярский, Максим Кудрявцев и Антон Горелкин.

 

Какие компании попадут под действие новой инициативы и как законопроект может изменить российский IT-рынок?

Кого затронет законопроект 

Если законопроект вступит в силу в неизменном виде, под указанные в нем требования попадут владельцы зарубежных информационных ресурсов, суточная аудитория которых превышает 500 000 российских пользователей. К ним разработчики законопроекта отнесли Facebook (владеет What’s App и Instagram), Twitter, Apple и Google (ей принадлежит YouTube). При этом у Apple и Google уже есть российские юридические лица — ООО «Гугл» и OOO «Эпл Рус», однако они не являются официальными представительствами материнских компаний, указано в пояснительной записке к законопроекту. 

 

Аналогичные требования будут распространяться и на провайдеров хостинга, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в интернете. Кроме того, под законопроект попадают также иностранные компании, которые: 

  • на своих сайтах предоставляют информацию на русском языке или иных языках народов России;
  • распространяют рекламу, которая направлена на россиян;

  • обрабатывают сведения о пользователях, находящихся в России;

  • получают деньги от российских физических или юридических лиц. 

Попасть под действие законопроекта могут и отечественные IT-компании, предупреждает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. Формулировка инициативы сейчас такова, что если компания работает с иностранным контрагентом, например, арендует сервер у Amazon, то Amazon тоже должен соответствовать этому закону, указывает она. «Возникает вопрос, а нужно ли это Amazon? Есть риски, что технологические компании откажутся от работы с отечественными сервисами», — предупреждает Левова. По ее словам, в России много трансграничных компаний, которые работают за рубежом, — «Яндекс», Mail.ru Group и т.д. Это может сильно ударить по ним, считает эксперт: «Им могут начать отказывать в аренде серверов или иных услугах, которые они заказывают у зарубежных контрагентов, потому что этим контрагентам история с Роскомнадзором совершенно не нужна». 

Представители Apple, Facebook, Spotify, Telegram не ответили на запрос Forbes. В пресс-службе Google и Twitter отказались от комментариев. Представитель TikTok заявил, что компания не раскрывает данные по аудитории.

 

«Есть основания заблокировать любую соцсеть»: как власти России и Индии ограничивают работу крупнейших площадок

Зачем нужен закон

Несмотря на то что сервисы зарубежных IT-компаний де-юре не присутствуют в России, де-факто россияне пользуются их услугами, в том числе платными, а также позволяют обрабатывать свои персональные данные, говорится в документе. В большинстве случаев зарубежные компании переносят судебные разбирательства, которые касаются претензий российских госорганов, за пределы России, из-за чего эти споры приобретают политическую окраску, следует из законопроекта. 

Инициатива направлена на борьбу с монополией международных IT-гигантов, к которым можно отнести Facebook, Google, YouTube, Twitter, Instagram, WhatsApp, TikTok, Viber, Telegram, а также игровые сервисы Steam (Valve Corporation) и World of Tanks (Wargaming), считает управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. По мнению авторов законопроекта, многие IT-компании злоупотребляют монопольным положением, нарушая требования российского законодательства, добавляет он. При этом российские власти не могут предъявить им претензии, так как компании не имеют в России своих представительств или создают «дочки», которые не несут ответственности за действия головных холдингов.

Новый законопроект позволит создать механизм взаимодействия с зарубежными интернет-компаниями на территории России, указано в пояснительной записке. В законопроекте также указано, что его цель — установить равные условия для российских и иностранных компаний на территории России. 

Законопроект нужен для того, чтобы лично депутаты и Роскомнадзор могли каким-то образом воздействовать на международные компании, категоричен директор Общества защиты интернета Михаил Климарев. По сути, он должен называться «законом об интернет-заложниках», считает он. В тексте законопроекта говорится, что компании должны завести личный кабинет на сайте Роскомнадзора, продолжает Климарев: «Получается, депутат Хинштейн предлагает иностранным компаниям выучить русский язык и отправить заложников в Россию, чтобы за ними было удобнее наблюдать». 

 

Что грозит за неисполнение закона?

Иностранным компаниям, которые не будут выполнять требования законопроекта:

  • запретят размещать у себя рекламу и рекламироваться на других площадках в России;

  • ограничат прием и переводы денег от российских физических и юридических лиц;

  • запретят собирать и передавать персональные данные россиян; 

  • замедлят трафик или заблокируют ресурс на территории России. 

Согласно опубликованной в телеграм-канале Хинштейна схеме, сразу после нарушения закона, ресурс получит отметку, что он не исполняет законы России, — это самый легкий вид наказания. Если нарушения не будут исправлены в течение 30 дней, регулятор будет вправе применять остальные виды наказания.

В законопроекте не говорится об автоматической блокировке ресурсов за неисполнение требований, однако такое право у контролирующих органов будет, утверждает руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин. При этом, решение о применении той или иной санкции регулятор будет принимать исходя из конкретных обстоятельств, добавляет Никитин. По его словам, иностранные компании не прекратят работать в России, но им придется внести определенные корректировки в свою деятельность.

Штраф на 94 трлн рублей: чем грозит Google иск «Царьград ТВ»

 

Какие есть риски

«Законопроект отвратительный», — считает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. Его условия не так уж и легко исполнить, например, нельзя удаленно открыть представительство компании, поясняет он. «В мире нет подобного опыта, разве что похожие вещи происходят в Турции и Китае. Думаю, это все приведет к тому, что часть компаний перестанет работать с российскими партнерами», — сетует Казарян.

Климарев из Общества защиты интернета сомневается, что хоть одна компания согласится на новые условия. Законопроект не повлияет на российский рынок, даже если его примут, как это было уже с другими принятыми законодательными инициативами, считает он. Климарев приводит в пример необходимость зарубежным компаниям хранить персональные данные россиян на серверах в нашей стране. «Тех, кто не перенес сервера, не заблокировали до сих пор», — подчеркивает эксперт.

В целом законопроект правильный, но часть про контрагентов надо существенно дорабатывать или убирать, чтобы отечественные компании не попали под это регулирование, а российские технологии все-таки распространялись за рубеж, говорит Левова из Института исследований интернета. «Для стартапов, стремящихся выйти на международные рынки, это еще один стимул не открывать компанию в российской юрисдикции для основной деятельности», — предупреждает она.

Крупные IT-компании вряд ли покинут Россию, поскольку требования не такие суровые, считает Именнов из Pen & Paper. То есть им выгоднее будет остаться в России и выполнить все обязательства, чем потерять российскую аудиторию, полагает он.

 

Контекст

Российские власти уже применяли механизм замедления трафика для иностранных компаний. В начале марта 2021 года Роскомнадзор начал замедлять работу Twitter. По версии ведомства, платформа с 2017 года не удаляла публикации с запрещенным на территории России контентом. Замедление, как следовало из сообщения, коснулось всех мобильных устройств и половины стационарных компьютеров. На тот момент компания не удалила 2569 материалов, сообщало ведомство. 1 апреля Роскомнадзор и Twitter провели переговоры: IT-компания отчиталась о том, что она предпринимает усилия, чтобы соответствовать российскому законодательству, а Роскомнадзор потребовал удалить весь запрещенный контент. 17 мая проверка Роскомнадзора показала, что Twitter удалил более 91% запрещенной в России информации, поэтому ведомство решило частично снять ограничения: отменить замедление трафика сервиса для проводного интернета и пока сохранить замедление на мобильных устройствах.

Доступ запрещен: какие сайты попадали в «черный список» Роскомнадзора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+