Минтранс предложил выплатить авиакомпаниям по 365 рублей за каждого не перевезенного пассажира
Правительство одобрило выделение 23,4 млрд рублей на поддержку авиакомпаний. Деньги распределят по очень простому принципу: по 365 рублей за каждого пассажира, потерянного в 2020-м в сравнении с тем же периодом прошлого года. Некоторые перевозчики претендовать на субсидию не смогут, да и остальные получат не все деньги
Авиакомпаниям выплатят по 365 рублей компенсации за каждого пассажира, которого они потеряли в отчетном месяце 2020 года в сравнении с тем же месяцем 2019-го из-за коронавируса и связанных с ним ограничений, узнали «Ведомости». Субсидии должны компенсировать перевозчикам снижение трафика в феврале-июле. Авиакомпании смогут направить деньги на зарплаты пилотам и бортпроводникам, платежи российским лизинговым компаниям и за услуги аэропортам, указала газета.
Проект постановления Минтранса о выделении авиакомпаниям 23,4 млрд рублей компенсаций за потерю пассажиропотока из-за коронавируса и связанных с ним ограничений правительство поддержало 7 мая, сообщил министр транспорта Евгений Дитрих. Проект постановления разработал Минтранс и направил его в правительство без согласования с Минфином и Минэкономразвития, пишут «Ведомости» со ссылкой на документ.
365 рублей в 2019 году составили средние расходы всех российских авиакомпаний на зарплаты, аэропортовые сборы и платежи российским лизинговым компаниям в пересчете на каждого перевезенного пассажира, цитирует издание пояснения Минтранса. При этом в 2019 году были перевезены рекордные для отрасли 128,1 млн человек.
Перевозчикам могут разрешить не возвращать деньги за билеты
Топ-менеджеры трех авиакомпаний заявили «Ведомостям», что 365 рублей за каждого пассажира — это очень мало. 23,4 млрд рублей и близко не покрывают потери от коронавируса, считают собеседники газеты. Двое при этом отметили, что это лучше, чем вообще отсутствие компенсаций. Удивляет и способ распределения: больше всего субсидий получит тот, кто сильнее всех сократил перевозки относительно 2019 года, добавил топ-менеджер крупной компании. Можно было придумать и более справедливый способ, считает он.
Крупнейшие российские авиакомпании резко подняли цены на билеты
Авиакомпании не раскрывают расходы на перевозку каждого пассажира, отмечают «Ведомости». Лоукостер «Победа» (на 100% принадлежит «Аэрофлоту») в 2019 году тратил 2,19 рубля на километр на перевозку каждого пассажира: например, перелет из Москвы в Санкт-Петербург, один из самых коротких, стоил в среднем 1500 рублей на пассажира, подсчитала газета.
Разница с расчетами Минтранса объясняется тем, что министерство не учитывает расходы на авиакеросин — самую большую статью расходов, на которую приходится 30% всех трат. Кроме того, не учитываются лизинговые соглашения с иностранными компаниями, только с российскими: они поставили 300 судов, а зарубежные — 500.
Владелец S7 предсказал возобновление полетов за рубеж через год
«Предложенный способ распределения субсидий нам кажется адекватным. Но сумма в 23,4 млрд многократно ниже потерь, которые несет авиация. Важно рассматривать и дополнительные меры поддержки, в том числе обнуление НДС, снижение налоговой ставки на фонд заработной платы, увеличение программы субсидирования полетов», — заявил «Ведомостям» представитель крупнейшего частного перевозчика S7. Представители «Аэрофлота» и Utair отказались от комментариев. «Авиакомпаниям компенсируют примерно 3,5% потерянного дохода, при этом расходы, прежде всего на зарплаты и лизинг, никуда не деваются», — отметил директор НЦ-26 ГосНИИ Гражданской авиации Александр Фридлянд.
Для получения субсидии есть условия: непрекращение пассажирских перевозок и сокращение в каждом отчетном месяце не более 10% пилотов и бортпроводников, работавших в авиакомпании в конце 2019 года. Поэтому, например, «Победа», авиакомпании Nordwind и чартерные перевозчики Azur Air и I Fly на субсидии за апрель и май претендовать не смогут, потому что приостановили полеты, указывают «Ведомости». Газета отмечает, что и другим 23,4 млрд рублей достанутся не в полном объеме. Сумму планируется делить на каждый месяц поровну, но в феврале, марте и апреле снижение пассажиропотока еще не было достаточным. Полностью субсидия может быть выбрана только за май, июнь и июль. Это признает и Минтранс: он пишет, что объем поддержки авиаотрасли до конца июля оценивается в 15,5 млрд рублей, цитируют «Ведомости».
Женщина за штурвалом. Первое интервью Татьяны Филевой, совладелицы S7 Airlines
Это уже второй такой проект постановления Минтранса, указала газета: первый был представлен в начале апреля, его не согласовал Минфин. Он был в принципе против выделения авиакомпаниям средств из резервного фонда, узнали «Ведомости». Во вторую версию постановления серьезные изменения не вносились, заявил газете источник, близкий к Минтрансу.
15 апреля Владимир Путин во время совещания с правительством предложил выделить 23 млрд рублей на поддержку авиакомпаний.
20 самых удобных аэропортов России. Рейтинг Forbes
20 самых удобных аэропортов России. Рейтинг Forbes