20 самых удобных аэропортов России. Рейтинг Forbes
Одиннадцатого марта 2020-го президент Владимир Путин наградил миллиардера Виктора Вексельберга орденом Александра Невского «за большой вклад в работу по строительству современных аэропортовых комплексов». Принадлежащая ему группа «Аэропорты регионов» построила в чистом поле рядом с ростовской станицей Грушевской новый аэропорт Платов и инвестирует в другие провинциальные аэропорты.
Такой же награды достойны, пожалуй, все частные инвесторы российских аэропортов. Это Роман Троценко, чья компания «Новапорт» тоже развивает аэропорты в регионах. Это Олег Дерипаска, вложивший деньги в реконструкцию аэропортов на юге России, в том числе в Сочи. Это Дмитрий Каменщик, который одним из первых в стране занялся аэропортовым бизнесом и построил новый терминал в Домодедово. Это Виталий Ванцев с партнерами, развивающие Внуково. Это Александр Пономаренко, вложивший с партнерами $860 млн в Шереметьево — именно этот порт получил первое место в нашем рейтинге. Благодаря этим и другим бизнесменам (государственных аэропортов почти не осталось) в России появились современные здания, в которых в ожидании рейса можно интересно провести время — там есть что посмотреть. И все это возникло буквально за считаные годы. Восемь из двадцати аэропортов, вошедших в рейтинг, построены или реконструированы в 2017–2020 годы (без учета Домодедово, где уже два года простаивает сегмент Т2 терминала площадью 239 000 кв. м, потому что государство не может завершить работы по взлетно-посадочной полосе и перронам). Остальные терминалы немногим старше.
Из-за пандемии коронавируса аэропортам сейчас приходится работать в ограниченном режиме и нести убытки. В Шереметьево закрыты три терминала из пяти, в том числе и терминал С, который открыли в январе 2020-го. Впрочем, в интервью Forbes председатель совета директоров аэропорта Александр Пономаренко сдержанно оптимистичен: мир одолеет пандемию и ее последствия, и терминалы откроются снова.
Как мы считали
В исследование мы включили 35 аэропортов с пассажиропотоком свыше 800 000 человек в год и у каждого из них запросили сведения по различным аспектам деятельности. Девять аэропортов данные не предоставили — в этом случае мы искали информацию в открытых источниках. Если необходимых данных в открытом доступе не было, мы присваивали аэропорту минимальную оценку по данной метрике.
В итоге мы проанализировали работу аэропортов по 18 различным метрикам, некоторые из них в свою очередь включали в себя несколько показателей. По каждой метрике каждый аэропорт получил определенную оценку. Часть метрик мы объединили в более крупные категории, суммировав оценки. Получилось шесть категорий: транспортная доступность, маршрутная сеть, сервис в аэропорту, пунктуальность, ожидание багажа, международные награды.
Категория «Транспортная доступность» состоит из оценок собственно за транспортную доступность (в течение нескольких дней три раза в сутки мы замеряли время поездки из центра города до аэропорта различными видами транспорта и стоимость поездки на такси с помощью сервиса «Яндекс.Карты»; максимум 10 баллов) и долгосрочные парковки в аэропорту (обеспеченность парковками в пересчете на пассажира и тарифы; максимум 5 баллов).
Категория «Маршрутная сеть» состоит из оценок за количество авиакомпаний, летающих в аэропорт (максимум 5 баллов), и количество направлений маршрутной сети (максимум 5 баллов).
Категория «Сервис в аэропорту» состоит из оценок за площадь терминала (5 баллов), индекс загруженности (5 баллов), оснащенность стойками регистрации (5 баллов), телетрапами (5 баллов), бизнес-залами (5 баллов), комфортность зоны ожидания (количество кресел в общей зоне и ее площадь — 10 баллов), магазины (разнообразие и площадь — 5 баллов), точки питания (разнообразие, площадь, чек за напитки — 10 баллов) — во всех этих метриках учитывался пассажиропоток аэропорта. Также в эту категорию мы включили оценки за современность (3 балла), онлайн-сервисы (3 балла), технические достижения (3 балла), архитектуру и дизайн (3 балла).
Категория «Пунктуальность» состоит из оценки (максимум 5 баллов) за пунктуальность вылетов из аэропорта. Сведения о пунктуальности мы взяли на сайте британской исследовательской компании OAG, которая специализируется на авиационной статистике.
Категория «Ожидание багажа» состоит из оценки за время ожидания багажа по прилету в аэропорт — чем меньше время ожидания, тем выше оценка (максимум 5 баллов).
Категория «Международные награды» состоит из оценки за престижные награды, полученные в 2019 году (максимум — 3 балла). Учитывались награды британской консалтинговой компании Skytrax, Международного совета аэропортов (ACI) — Airport Service Quality (ASQ) Awards, британской исследовательской компании OAG — «Лига пунктуальности 2020».
Затем мы суммировали оценки по всем категориям и включили в рейтинг 20 аэропортов, получивших наибольшее количество баллов.