Российский концерн «Алмаз-Антей» потратил около 10 млн рублей на проведение натурного эксперимента в рамках расследования катастрофы малайзийского Boeing на Украине в июле 2014 года, заявил гендиректор концерна Ян Новиков на пресс-конференции во вторник, 13 октября.
«Мы получили массу информации в своей работе, поэтому деньги явно не жалели», — цитирует Новикова ТАСС.
Ранее «Алмаз-Антей» заявлял, что финансировал свои исследования полностью за счет собственных средств, «несмотря на достаточно большую стоимость работ».
Во вторник, 13 октября, «Алмаз-Антей» представил итоги своего расследования крушения малайзийского Boeing. Представители концерна рассказали, что провели два натурных эксперимента, результаты которых, по их утверждению, опровергли выводы голландской комиссии о типе сбившей Boeing ракеты и месте ее запуска.
На пресс-конференции Новиков рассказал, что «Алмаз-Антей» решил провести второй, более масштабный натурный эксперимент, поскольку результаты первого «не были приняты во внимание» голландской комиссией, передает «Интерфакс». По словам Новикова, второй эксперимент был проведен 7 октября. Из-за отсутствия списанных Boeing 777 использовался Ил-86, фюзеляж которого аналогичен по конструкции и основным параметрам фюзеляжу сбитого малайзийского самолета. Условия проведения эксперимента были идентичны выводам, представленным в проекте итогового отчета голландской комиссии. «То есть ракета была взята 9М38М1 с двухтаврами (поражающие элементы) и стрельба из района населенного пункта Снежное», — сообщил гендиректор «Алмаз-Антея».
Однако концерн установил, что если Boeing был сбит «Буком», то поразила его ракета 9М38, запущенная со стороны населенного пункта Зарощинское, который в день авиакатастрофы находился под контролем украинских военных, заявил Новиков. По его словам, проведенное голландской комиссией моделирование крушения не объясняет, почему они сочли, что самолет сбили именно со стороны Снежного, контролируемого на момент ЧП «ополченцами».
«Основным способом доказательства того, что самолет был сбит с направления Снежного, было моделирование этого процесса и объяснение области повреждений на внешней обшивке. Оно достаточно наглядно может показать, что, действительно, при подлете ракеты на встречном курсе поражается определенная область, однако это моделирование зачастую совершенно не объясняет реальные углы подхода поражающих элементов», — сказал Новиков.
«Стало абсолютно очевидно, что если Boeing был сбит ЗРК «Бук», то это могла быть только ракета 9м38, то есть более старая ракета, чем 9м38м1, которая не имеет поражающих элементов (специфической формы)», — приводит его слова РИА Новости. Глава концерна добавил, что в последний раз такие ракеты выпускались в СССР в 1986 году и после 2011 года их сняли с вооружения российской армии.
Позднее во вторник свой доклад о причинах крушения малайзийского Boeing на Украине опубликует Совет безопасности Нидерландов. В Росавиации, которая получила черновик доклада, заявили о наличии существенных замечаний к документу. В июле телеканал CNN со ссылкой на источники сообщил, что нидерландские следователи в черновике доклада указали на наличие доказательств того, что ответственность за авиакатастрофу лежит на «ополченцах», а часть ответственности возложена на авиакомпанию Malaysia Airlines, которая не запретила полет над зоной боевых действий. Официального подтверждения эта информация не получила. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков 12 октября заявил, что говорить об аутентичности утечек информации о содержании доклада «трудно».
Пассажирский Boeing 777, выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит над Донецкой областью 17 июля 2014 года. На борту самолета находились 298 человек, все они погибли.