Стрельба по красным линиям: к чему приведут удары ракетами ATACMS по России
Сообщения в СМИ о том, что президент Джозеф Байден разрешил Киеву использовать американские дальнобойные оперативно-тактические ракеты ATACMS для ударов вглубь «канонической» российской территории, уже вызвали достаточно нервную реакцию некоторых комментаторов в России. Однако официальные заявления Кремля и российского МИД достаточно сдержаны и в целом отсылают к сентябрьскому предупреждению Владимира Путина, что снятие такого запрета будет означать прямое вовлечение стран НАТО в военный конфликт, и это «существенным образом изменит» саму его суть. Днем 19 ноября Минобороны сообщило об ударе дальнобойными ракетами ATACMS по Брянской области.
Цели для ATACMS
Источники The New York Times, Axios и CNN уверяли, что оружие Киеву разрешили применять только в Курской области из-за того, что, по данным США, Россия задействовала там в боевых действиях военных из КНДР. Москва не подтверждала участие северокорейских подразделений в «спецоперации»*, хотя ранее Россия и КНДР заключили договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, и российские представители подчеркивали, что документ не нарушает положения международного права.
The New York Times однако утверждает, что разрешением на применение американских ракет по районам сосредоточения северокорейских войск администрация Байдена стремится предотвратить расширение участия КНДР в конфликте, — по данным Bloomberg, северокорейский контингент может быть доведен до 100 000 человек. Другим аспектом такого решения Байдена является стремление не допустить разгром ВСУ в Курской области для того, чтобы у Киева оставались территориальные козыри в рамках будущих мирных договоренностей.
Москва, скорее всего, не пойдет на серьезную эскалацию — если не считать громкой риторики. Количество переданных американцами Киеву ракет ATACMS ограничено, многие были уже использованы в течение этого года в Крыму, ДНР и ЛНР, а о новых крупных поставках не сообщалось. При этом с российской стороны важнейшие цели, включающие тактическую авиацию на передовых аэродромах, склады вооружений и ГСМ (горюче-смазочные материалы), уже выведены из зоны возможного поражения подобными ракетами.
Чтобы не переоценивать политического значения решения Байдена, важно понимать и некоторые технические детали. В отличие от франко-британских крылатых ракет Storm Shadow/Scalp и немецких Taurus ракеты ATACMS не имеют системы наведения по рельефу местности, которая требует участия военнослужащих НАТО и спутниковых данных США для формирования полетных заданий, и, в этом смысле, пока не пересекают российские красные линии относительно «прямого вовлечения в конфликт». Именно по этой причине США не дают разрешение Лондону и Парижу на применение Storm Shadow/SCALP вглубь российской территории. Таким образом чисто военный эффект будет достаточно ограниченным, а о применении этих американских ракет вдоль всей линии боестолкновения, чего добивается Киев, речь не идет. Нет также признаков того, что США до смены команд в Белом доме пойдут на еще более эскалационный шаг с поставками американских авиационных крылатых ракет JASSM.
Перед торгом с Трампом
Ответом Москвы на решение Байдена можно считать утвержденные указом президента 19 ноября новые Основы государственной политики России в области ядерного сдерживания, анонсированные Путиным еще в сентябре. В контексте сюжета с ATACMS важен пункт 18 (а) документа, который определяет в качестве одного из условий для применения ядерного оружия получение достоверной информации о старте баллистических ракет по территории России или ее союзников. Хотя в документе имеется в виду прежде всего старт межконтинентальных баллистических ракет, формулировка достаточна гибкая, чтобы подверстать под это условие и старт оперативно-тактических ракет дальностью до 300 км. С другой стороны, именно благодаря гибкости формулировок, документ не принуждает российское руководство к какой-то конкретной реакции.
Российская позиция во многом определяется предвкушением контактов с администрацией Дональда Трампа, от которой Москва ждет предложений по урегулированию на Украине. Хотя очевидно, что уходящий президент Байден пошел на серьезную эскалацию, поставив Трампа перед фактом, в Москве всегда исходили из высокой вероятности такого шага. Байден не имеет обязательств перед Трампом и может попытаться укрепить позиции Киева перед сменой команды в Белом доме. К тому же в определенном смысле Байден дает Трампу в руки дополнительный козырь для будущего торга с Путиным — Трамп не несет ответственности за решение предшественника, но может его отменить в обмен на какие-то уступки со стороны России, или не отменить и сохранить как рычаг давления на будущее.
Все это в Москве понимают. Тем более, что в памяти остался не самый приятный опыт, когда перед приходом первой администрации Трампа Путин, ради выстраивания конструктивных отношений с новой командой в Вашингтоне, не стал сразу отвечать на решение Барака Обамы выслать российских дипломатов и отобрать российскую дипломатическую собственность — дачи посольства в Вашингтоне и постпредства в Нью-Йорке. Будущий советник Трампа по национальной безопасности генерал Майкл Флинн обещал все вернуть обратно, но сам быстро поплатился должностью и попал под следствие и в итоге в тюрьму, так как соврал ФБР о содержании своих переговоров с российским послом в Вашингтоне. В итоге Трамп, на фоне волны обвинений в российском вмешательстве в выборы 2016 года, ничего по возвращению российской дипсобственности не сделал.
Тем не менее и сейчас российская сторона готова немного подождать и увидеть содержание официальных предложений Трампа по урегулированию конфликта на Украине, хотя утечки неофициальных версий оптимизма не внушали и выглядели откровенно неприемлемыми. Вполне вероятно, что и официальная версия окажется не лучше, но до этого момента все же не стоит предпринимать действий, которые сделали бы позицию новой администрации более жесткой в силу необходимости реагирования на российский ответ по «ракетам Байдена».
Ситуация для Москвы сегодня не требует немедленной эскалации. Ограниченное количество ATACMS не помогут ВСУ стабилизировать линию фронта, и до инаугурации Трампа ситуация «на земле», скорее всего, продолжит меняться в пользу российских войск. Эскалацией, изменяющей расклад сил и природу конфликта, являлось бы решение НАТО применять свою авиацию и ПВО для отражения российских ударов высокоточным ракетным оружием большой дальности в тыловых районах Украины, и решение НАТО или отдельных стран альянса о введении ограниченного контингента в приграничные с Белоруссией районы Украины для высвобождения частей ВСУ, прикрывающих сейчас это направление. Однако на данный момент такой угрозы не просматривается.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора