Танкерные войны: как Россия может обойти ограничения на пути нефтяного экспорта
В рамках подготовки очередного пакета санкций ЕС против России появилась новая инициатива по ограничению российского нефтяного экспорта. Не исключено, что Дания начнет досматривать танкеры с российской нефтью, проходящие из Балтийского моря в Северное через датские территориальные воды.
Предлогом для досмотра может стать угроза для окружающей среды. Еще в 2022 году Евросоюз и Великобритания запретили страховать перевозки российской нефти, если ее цена превышает некий установленный ценовой потолок — сейчас он составляет $60 за баррель. Это фактически лишило российских перевозчиков доступа к услугам западных страховщиков, таких как старейшая британская компания Lloyd's. При этом не секрет, что Россия продает сырье выше установленного уровня и страхует перевозки в компаниях из «дружественных» стран. А, например, индийский регистр судоходства (IRCLass), являющийся одной из крупнейших в мире регистрационных компаний, сертифицировал 80 танкеров «Совкомфлота» под перевозки нефти. Лицензия позволяет госкомпании осуществлять перевозки не только непосредственно в Индию, но и в третьи страны.
Теперь европейские страны считают, что отсутствие привычных западных страховок не позволит обеспечить должную компенсацию ущерба в случае аварии и разлива нефти. Сейчас движение судов по датским проливам регламентируется Копенгагенской конвенцией 1857 года. Российский МИД уже заявил, что попытки досмотра танкеров станут нарушением конвенции. Посмотрим подробнее на юридические позиции российской стороны.
Альтернатива Lloyd's
Методы, используемые западными странами в отношении российского нефтяного экспорта, в чем-то похожи на применявшиеся ранее к иранской нефтяной отрасли. Иран в ответ создал своеобразную систему государственно-частных партнерств, позволивших обходить ограничения, получая гарантии страхового покрытия контрактов в рамках межправительственных соглашений. Это дало Тегерану возможность свободно торговать с Китаем, Японией и другими странами. Иранские нефтяники организовали экспорт через посредников, создав перевалочный пункт в Омане, найдя партнеров в Китае и осуществляя переводы через турецкий банк-контрагент. Транспортные расходы при этом выросли почти на 25%, объем экспорта упал, но все потери были компенсированы ростом цен на нефть.
Сейчас иранские страховщики готовы прийти на помощь российским экспортерам, для этого уже создан консорциум из 12 иранских компаний, совокупный капитал которых составляет $27,6 млрд, а размер перестраховочной емкости российских рисков превышает €100 млн. Перестрахование должно погасить риски страховых компаний, работающих с экспортерами нефти.
Россия могла бы создавать партнерства с дружественными странами, в которых участвовали бы корпорации и судоходные компании. Подобные транспортные «клубы» — юридически несложная, абсолютно легальная и простая для исполнения форма, которая учитывает скидки покупателям, страховки и прочие детали сделок.
Условия для досмотра
При этом само по себе отсутствие у российских танкеров западной страховки не является законным основанием для задержания судов. Чтобы остановить танкер, нужны примеры непосредственных угроз экологической безопасности: сброс нефтяных остатков, несоблюдение требований к конструкции и оборудованию танкеров или хотя бы нарушение норм ведения «Журнала нефтяных операций». Иначе действия Дании могут быть расценены как произвольные и неправомерные. Если же начнутся попытки задержания, то не только Россия, но и другие участники сделок по поставкам российской нефти будут апеллировать в международные органы. И вряд ли разработчики санкций смогут так надавить на десятки государств — покупателей российской нефти, чтобы те отказались от своих закупок. Даже во времена тотальной блокады Ирака в период с 1995 по 2003 год правительство Саддама Хусейна использовало нелегальный экспорт нефти как рычаг влияния на мировое сообщество. Расследование комиссии, возглавляемой бывшим председателем ФРС Полом Волкером, выявило более 2000 компаний из 60 государств, порядка 100 политиков и бизнесменов со всего мира, которые непосредственно участвовали в закупках иракской нефти в обход санкций. Нефтяные танкеры беспрепятственно проплывали через Ормузский пролив и Суэцкий канал, в крайних случаях их отправляли обратно в порт.
Межгосударственные проливы являются зоной свободного судоходства: по международным законам, никто не имеет права останавливать и осматривать танкеры. Не может этого сделать и Дания; если же российское судно захотят остановить, оно будет иметь полное право не подчиниться и уйти в открытое море.
Да и чисто технически перед датскими пограничниками и таможенниками может встать неподъемная задача: невозможно проверить каждое примерно из 2000 судов, ежегодно провозящих через проливы до 8% всех морских перевозок нефти. Ограниченность своих возможностей датские власти уже признают.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора