FT узнал об идее ЕС по блокированию танкеров с российской нефтью в Балтийском море
Дания может начать проверять и блокировать танкеры с российской нефтью, проходящие через ее воды без западной страховки, пишет FT. По данным издания, западные чиновники считают, что старые суда «теневого флота», через который идут поставки нефти из России, представляют серьезную угрозу для экологии из-за высокого риска поломки и разлива. Почти все поставки российской нефти в октябре превышали потолок цен в $60, отметили источники FT в ЕС
ЕС поручит Дании проверять и потенциально блокировать танкеры с российской нефтью, которые проходят через ее воды без западной страховки, пишет Financial Times со ссылкой на источники, знакомые с обсуждениями.
По словам собеседников агентства, проверки будут проводиться в соответствии с законами, которые позволяют проверять суда, представляющие, по мнению властей, угрозу для окружающей среды. Через Балтийское море транспортируется примерно 60% нефти от общего морского экспорта России, и танкеры на пути к международным рынкам пересекают узкие датские проливы, отмечает FT.
Источники FT среди западных чиновников признали, что «почти ни одна» из поставок российской нефти в прошлом месяце не была исполнена по цене ниже $60 за баррель. Установленный странами G7 потолок цен требует, чтобы западные страховщики судов покрывали только те поставки нефти, которые продавались по цене меньше $60 за баррель. Однако все больше танкеров с российской нефтью можно заподозрить в том, что они пользуются фальсифицированной финансовой отчетностью или незападной страховкой, отмечает FT.
По данным газеты, ЕС обеспокоен тем, что незападные страховые полисы могут оказаться неэффективными в случае разлива нефти. Неназванные западные чиновники считают, что требование надлежащей страховки оправдано, поскольку многие поставки российской нефти осуществляются через «теневой флот» старых судов, у которых высок риск поломки или разлива, что может привести к крупной экологической катастрофе, пишет FT. Конвенция ООН по морскому праву, регулирующая морское судоходство, содержит положения, которые позволяют странам «возбудить дело, в том числе с задержанием судна» при наличии «явных объективных доказательств», что оно представляет собой серьезную угрозу для прибрежных территорий.
На практике реализация идеи с задержанием судов будет зависеть от того, смогут ли военно-морские ведомства Дании останавливать и проверять танкеры, отмечают собеседники FT среди чиновников. По их словам, неясно, что будут делать датские власти, если судно откажется остановиться. Представитель датского командования обороны сообщил FT, что проверяют документы или суда, проходящие через проливы, только если это связано с безопасностью на море. Правительство Дании от комментариев отказалось.
Ожидаются, что меры ЕС против «теневого флота» России, войдут в новый, 12-й пакет санкций, который будет представлен на этой неделе. В его рамках планируется ввести ограничения против судоходных компаний, которые продают свои старые суда для транспортировки российской нефти, а также против стран, которые позволяют им плавать под своими флагами, отмечает FT.