Спасательный круг для ВТО: как институт может воспользоваться кризисом глобализации
Основным симптомом деглобализации и кризиса международных организаций, таких как ВТО, стал резкий рост протекционизма в мировой экономике: вслед за «банановыми» и «стальными» войнами прошлых десятилетий приходят более технологичные торговые конфликты, связанные с экспортом электрокаров и полупроводников. Торговые ограничения особенно негативно сказались на адаптации мировой экономики к шокам пандемии 2020–2021 годов, причем в первую очередь пострадали наименее развитые страны. В дальнейшем беспрецедентный рост геополитических рисков и многочисленные санкции еще больше усилили потери мировой экономики, при этом ВТО фактически оставалась «вне игры» в попытках повлиять на эти негативные процессы.
До сих пор многочисленные проекты реформ ВТО не приводили к значимым результатам, и все чаще звучали опасения относительно самой возможности существования организации в рамках новой конфигурации мировой экономики. Тем не менее в последнее время в работах экономистов появляются новые подходы к регулированию мировой торговли, и потенциально они могут оказаться прорывными для будущего ВТО. Но помощь для организации может прийти со стороны тех факторов, которые долгое время воспринимались как едва ли не враждебные глобальным институтам.
ВТО и регионализация
Из всех основных глобальных институтов ВТО в наибольшей степени пострадала от процессов деглобализации. В условиях разгула протекционизма и нарастающих противоречий в торговых отношениях между развитыми странами Севера и развивающимся Югом ВТО терпела одну неудачу за другой в попытках запустить новый раунд переговоров об открытии рынков. Правило обязательного консенсуса для принятия ключевых решений из символа демократии и инклюзивности организации превратилось в тормоз развития. Безусловная поддержка ВТО со стороны крупнейших развитых стран сменилась растущей неопределенностью — о возможности выхода из ВТО заявлял бывший президент США Дональд Трамп.
Ко всем этим бедам ВТО в последние несколько лет добавилась еще проблема паралича Органа по разрешению споров (ОРС). После чувствительных потерь в торговых баталиях со своими основными конкурентами, Китаем и ЕС, американцы отказались от назначения своих представителей в апелляционный орган ВТО, что в условиях обязательной ротации привело к приостановке работы ОРС с декабря 2019 года. В результате, помимо резкого снижения активности ВТО в области торговой либерализации, значительно сузились ее возможности в урегулировании торговых споров.
И все же на фоне кризиса глобальных институтов и пробуксовки новых раундов либерализации процесс снижения торговых барьеров в мире продолжался, только уже за счет региональных интеграционных союзов. Одной из значимых вех в развитии регионализма стало создание в 2020 году Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) с участием стран АСЕАН, Китая, Японии и Южной Кореи. Начинает все более активно продвигаться процесс «интеграции интеграций» — соглашений не отдельных стран, а целых региональных блоков. В частности, в 2023 году активизировались переговоры между Европейским союзом (ЕС) и южноамериканским блоком МЕРКОСУР по созданию зоны свободной торговли. Расширяются трансрегиональные соглашения, такие как БРИКС, и ведущие региональные экономики глобального Юга, например Саудовская Аравия, вступают в расширенный БРИКС+. В 2023 году полноправным членом G20 становится Африканский союз.
Шансы для реформ
В условиях подъема регионализма предложения по реформированию ВТО стали включать в себя и тему отношений глобальных и региональных организаций. Так, в этом году в рамках председательства Индии в G20 было представлено исследование международной группы экономистов под руководством Джеффри Сакса из Колумбийского университета, в котором реформа ВТО рассматривалась в контексте укрепления взаимодействия с региональными блоками. Среди основных выводов данной работы следует отметить следующие предложения:
- распространение практики многосторонних торговых соглашений без обязательного консенсуса между всеми членами ВТО;
- активное участие ВТО в продвижении цифровых экономических альянсов (digital economic agreements, DEA);
- реформирование ОРС ВТО;
возможность получения полноправного членства в ВТО таможенными союзами, такими как МЕРКОСУР, пока же единственным членом ВТО из региональных блоков является ЕС;
- создание платформы для координации действий ВТО и региональных торговых соглашений по аналогии с механизмом координации между МВФ и региональными финансовыми организациями;
- образование в рамках G20 механизма взаимодействия региональных интеграционных блоков — так называемой региональной двадцатки, при этом ключевая координационная роль для данной платформы отводится ВТО;
формирование в рамках ВТО переговорной группы из стран — членов «Большой двадцатки» для усиления взаимодействия между G20 и ВТО.
Ключевые предложения экономистов связаны с ролью, которую могут сыграть региональные альянсы в усилении позиций ВТО. Фактически речь идет о том, что регионализм, который многими экспертами воспринимался как антипод глобальных институтов вроде ВТО, может стать ключевым фактором укрепления организации и ее большей эффективности на международной арене. За счет взаимодействия с региональными блоками ВТО может влиять на открытость существующих и формируемых региональных торговых соглашений. В координации с региональными блоками ВТО смогла бы более эффективно формировать торговую повестку по таким ключевым глобальным проблемам, как изменение климата, борьба с голодом, развитие цифровой экономики и электронной торговли.
Что дальше?
С формированием в рамках ВТО платформы для региональных соглашений в мировой экономике появится новый уровень экономического сотрудничества с участием не только региональных торговых блоков, но и региональных институтов развития.
В рамках МВФ уже несколько лет существует механизм регулярного взаимодействия с региональными финансовыми организациями, такими как Арабский валютный фонд, Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), Европейский стабилизационный механизм. В октябре 2023 года была создана платформа для региональных банков развития — Африканского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) — при координирующей роли Всемирного банка. Создание «региональной двадцатки» для интеграционных блоков при координирующей роли ВТО станет завершением процесса «регионализации глобальных институтов» (МВФ, Всемирный банк, ВТО) с одновременным формированием новых координационных механизмов и новых региональных линий коммуникаций для экономической дипломатии.
Но, конечно, регионализм не станет универсальным решением всех проблем ВТО. Неопределенность относительно дальнейшей роли США в реформировании ОРС, сохранение торговых противоречий по оси Север — Юг, нерешенная проблема инфляции и серьезные риски рецессии мировой экономики не позволяют говорить об уверенной победе ВТО над силами мирового протекционизма. Тем не менее усиление влияния ВТО на мировую торговлю за счет новых механизмов координации с региональными соглашениями может повлиять на отношение к ней со стороны ключевых стран-членов, в том числе США. Создание платформы взаимодействия региональных блоков с ВТО в случае успеха позволит преодолеть чрезмерную фрагментацию механизмов принятия решений, а также запустить новые инициативы в области внешнеторговой либерализации.
В любом случае ВТО никуда не исчезнет, просто в ближайшие годы начнется новый этап в ее развитии. Возможно, он позволит процессам глобализации обрести второе дыхание. Для России это означает необходимость формирования своего видения дальнейшей эволюции ВТО, путей ее реформирования и стратегии построения торговых альянсов с партнерами по организации. Пока что на фоне периодических дебатов о выходе России из ВТО значимого прогресса в построении таких альянсов, например со странами БРИКС или партнерами по ЕАЭС, не наблюдается.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора