К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Наследство под санкциями: как вступить в свои права

Фото Jason Alden / Bloomberg via Getty Images
Фото Jason Alden / Bloomberg via Getty Images
Вопросы международного наследования активов никогда не были простыми, но с введением санкций со стороны наиболее привлекательных для богатых россиян юрисдикций проблем резко прибавилось. Партнер практики семейного права и наследственного планирования юридической фирмы BGP Litigation Виктория Дергунова рассказывает о том, как санкции могут препятствовать оформлению наследства и что можно сделать в таких случаях

«Наступление наследственного события» — именно таким эвфемизмом в юридическом мире принято называть смерть наследодателя. С очередным таким делом нам пришлось работать недавно. Осложняло и без того непростую ситуацию то, что часть передаваемых наследникам активов представляла собой ценные бумаги, оказавшиеся заблокированными из-за санкций против российского Национального расчетного депозитария (НРД).

Как делить между наследниками замороженные активы в виде ценных бумаг — уже непростой вопрос. Намного сложнее он становится, когда наследодатель или наследник — подсанкционное лицо, и сложность эта выходит на новый виток, если под санкциями находятся оба.

Вопросы наследования в подобных ситуациях прямо не урегулированы ни в одной из юрисдикций, которые ввели санкции в отношении России: соответствующих норм нет ни в США, ни в Евросоюзе, ни в Великобритании. Поэтому такое наследование вызывает немало вопросов. Посмотрим на особенности регулирования в каждой из «санкционных» юрисдикций. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

США

Статья 1 Указа 14024 президента США от 15 апреля 2021 года, в соответствии с которым, как правило, и вводятся санкции в отношении российских граждан, предусматривает: «Все имущество и имущественные интересы, которые находятся в Соединенных Штатах, которые впоследствии перейдут в пределы Соединенных Штатов или которые находятся или в будущем перейдут во владение или контроль любого лица из Соединенных Штатов или следующих лиц, блокируются и не могут быть переданы, оплачены, экспортированы, отозваны или иным образом использованы…»

Таким образом, любые юридические действия с заблокированным или замороженным имуществом лиц, против которых были введены санкции, запрещены, включая и наследование, вне зависимости от того, введены ли санкции также и против наследника или нет. 

 

Однако среди оснований исключения из списка SDN, то есть снятия блокирующих санкций США, предусматривается смерть подсанкционного лица. В этом случае требуется получение разрешения (лицензии) для осуществления наследования и освобождения заблокированного имущества. Процедура получения лицензии описана на сайте OFAС — отвечающей за санкционный режим структуры американского Минфина.

Если же среди подлежащего передаче имущества и активов есть имущественные интересы другого участника списка SDN, необходимо разрешение на передачу и этих имущественных интересов неподсанкционному лицу. Передача имущества между лицами, против которых введены санкции США, возможна, однако такое имущество останется заблокированным. 

Евросоюз

В законодательстве ЕС также нет нормы, напрямую регулирующей вопрос наследования имущества и имущественных интересов неподсанкционными лицами. В соответствии со статьей 1 Регламента Совета ЕС 269/2014 от 17 марта 2014 года: «Замораживание активов означает запрет любого перемещения, передачи, изменения, использования, доступа к активам или операций с ними любым способом, который может привести к любому изменению их объема, суммы, местоположения, владения или любого другого изменения, включая управление инвестиционным портфелем».

 

Снятия санкций на основании смерти лица из санкционного списка европейский регламент не предусматривает. При этом санкционный регулятор ЕС отдельно подчеркивает, что список лиц, против которых введены блокирующие санкции, регулярно обновляется. 

В то же время в статье 4 Регламента 269/2014 указан ряд исключений из режима блокировки активов — компетентные органы государств ЕС могут разрешить на определенных условиях разблокировку замороженных активов, в случае «необходимости удовлетворения основных потребностей физических лиц, против которых введены блокирующие санкции, а также членов их семей, находящихся на их иждивении (включая разморозку заблокированных средств для осуществления платежей за продукты питания, аренду или ипотеку, медикаменты и лечение, налоги, страховые взносы и коммунальные платежи)». А 6-я статья регламента разрешает исполнение подсанкционным лицом обязательств, возникших до введения против него блокирующих санкций. 

Поэтому для получения доступа к заблокированным активам может потребоваться получение разрешение органа государства — члена ЕС, в полномочия которого входят действия с такими активами, например Министерства финансов.  Сведения о компетентных органах государств ЕС содержатся в Приложении II к Регламенту 269/2014.

Великобритания 

В британском законодательстве о санкциях замороженные активы определяются так: «активы, принадлежащие, удерживаемые или контролируемые лицом, против которого введены санкции, или если они принадлежат, удерживаются или контролируются лицом, находящимся в собственности или под контролем прямо или косвенно лица, против которого введены санкции».

В законе, регламентирующем санкции против российских физических и юридических лиц, определен и режим исключений. В соответствии с ним возможна передача замороженных активов «независимому лицу», которому они принадлежат или на которые он имеет право требования на основании закона или права справедливости. При этом под «независимым лицом» понимается субъект, который не просто сам не входит в санкционный список, но и не находится под прямым или косвенным контролем подсанкционного лица. Возможно и исполнение обязательств, возникших до введения блокирующих санкций. Список подсанкционных лиц обновляется каждый год. 

 

Для осуществления наследования замороженных средств в пользу неподсанкционного лица-наследника также требуется получение лицензии. Порядок получения лицензии описан в Руководстве OFSI. На счета лиц, против которых введены британские санкции, могут поступать средства с других таких замороженных счетов. 

Возможные проблемы

Как получить наследство, если сам наследник — под санкциями?

В этом случае, в силу запретов законодательства США, ЕС и Великобритании, наследование будет запрещено. Для решения проблемы стоит обратиться к соответствующему санкционному регулятору за специальным разрешением.

Чтобы получить искомое, нужно доказать регулятору, что:

 
  • вы законно вступили в наследство; 
  • если вы не получите искомую лицензию, то имущество, например, может уйти государству, как выморочное;
  • везде, где заблокированы активы наследодателя, например в банках, можно просто изменить в файлах имя владельца. 

В итоге, если под санкциями и наследодатель, и наследник, то наследуемые активы могут перейти в массу заблокированных активов наследника. 

Прекращает ли смерть собственника блокировку активов?

Как уже говорилось, законодательство США предусматривает смерть как основание для снятия санкций. Но не все так просто. Например Роберт Мугабе, бывший президент Зимбабве, умерший в 2019 году, до сих пор числится в списке SDN. Дело в том, что правила OFAC предусматривают так называемый «период охлаждения» (cooling period), когда некоторых умерших оставляют еще на семь лет в списке SDN, чтобы ограничить возможности наследников зарубежных политиков и других лиц, чья деятельность не соответствовала целям американской внешней политики, получить доступ к заблокированному имуществу. В случае Мугабе в списке SDN также находятся его племянник, Лео Мугабе, и жена — Грейс Мугабе.

В 1989 году в список SDN попал кубинский политик Амадо Падрон Трухильо — за «ведение деятельности в интересах или от имени кубинского правительства», его обвинили в контрабанде наркотиков. В 2015 году OFAC исключил его из списка SDN на основании смерти. При этом, по некоторым данным, на самом деле Трухильо был казнен на Кубе еще в год введения санкций, то есть в том самом 1989 году.

 

Мы видим, что OFAC может действовать по собственному усмотрению и даже смерть подсанкционного лица — не безусловное основание для исключения из американского списка SDN. 

В ЕС и Великобритании умерших исключают из санкционных списков по мере их обновления. Например, 14 сентября 2022 года были сняты блокирующие санкции ЕС с умершего в апреле того же года российского политика Владимира Жириновского.

13 сентября 2023 года, по той же причине, из санкционного списка был исключен начальник ракетных войск и артиллерии российской 1-й танковой армии Георгий Шуваев. 

Но, например, британский регулятор до сих пор не исключил Жириновского из числа подсанкционных лиц, как и погибшего в августе 2023 года основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. 

 

Что делать, если в наследство входят заблокированные в Национальном расчетном депозитарии ценные бумаги?

Как указано в статье 1173 Гражданского кодекса, доверительный управляющий, в соответствии со своими полномочиями, может в интересах наследников подать заявление в НКО АО НРД. Это вправе сделать и наследник, но ему нужно получить у нотариуса свидетельство о праве на наследство и добиться внесения депозитарием записи в реестр владельцев ценных бумаг о переходе прав собственности по наследству.

Является ли помощь в наследовании активов санкционных лиц обходом санкций?

Судя по практике привлечения к ответственности за нарушение или обход режимов санкций, существующей в США, ЕС и Великобритании и доступной в публичных источниках на настоящий момент, — такого основания для обвинения не выделяется.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+