Итальянские страсти: может ли страшный сон о развале еврозоны стать явью?
Итоги завершившегося референдума на Апеннинском полуострове были ожидаемы, но от этого не меньше драма и последствия для всех ее участников. Параллели с событиями в Британии летом этого года проводятся, однако общее в них только то, что каждая страна пытаемся идти своим независимым курсом и граждане выбирают наименее подходящий вариант для финансовых институтов. Они голосуют против личностей, но не политики.
Согласно предварительным данным, результат действующего кабинета составил 42-46%, что автоматически привело к исполнению обещания Маттео Ренци написать прошение президенту о сложении с себя полномочий. Противники могут ликовать, у всех остальных — вопросы и неопределенность. Самым громким обещанием победителей был выход из Евросоюза. Рынки на это сразу отреагировали падением евро и итальянской биржи. В таких условиях резонно возникает вопрос о механизмах поддержки со стороны ЕЦБ. Это требует кворума и экстремальной гибкости Евросоюза, что не свойственно старой Европе. И это только часть проблемы.
Для самой Италии положение более критично, под ударом оказалась вся банковская система страны. В реанимации нуждается весь финансовый сектор. Здесь банки с вековой историей и мировым именем, в частности Monte dei Paschi di Siena, Banca Carige Unicredit и Intesa SanPaolo. Для помощи только одному Monte dei Paschi di Siena, история которого насчитывает уже 550 лет, необходима докапитализация на €5 млрд. Банк за год уже потерял от своей капитализации больше 83%. Может показаться, что сумма незначительная в текущих реалиях и тех запросах, которые были, например, от греческого правительства, но кто точно может сказать, какие еще скелеты хранит на своем балансе банк из Сиены. А ведь это только вершина айсберга. Кредитные организации отягощены плохими долгами, общий уровень проблемных кредитов оценивается в €350-370 млрд. Назревающий политический кризис, который разразится с провалом предложений по реформе конституции, может привести к фиаско надежд банкиров на спасение. Слишком много противоречий между партиями и мало времени, чтобы на уровне законов принять непопулярные меры в обществе по спасению банков.
Согласно текущим правилам, ЕЦБ нельзя спасать банк за счет налогоплательщика и пенсионных фондов, это создает конкурентное преимущество. Закон требует проводить спасение за счет кредиторов, путем конвертации требований в акции банка. В ситуации, когда в Италии миллионы акционеров и держателей банковских облигаций, на практике это очень спорное решение с глубокими социальными последствиями.
Слабость одних воспринимается другими как возможность. В США ждут конкретных действий от нового президента. Регулятор в лице ФРС и финансовые институты чувствуют себя хорошо. Глубоких системных проблем нет. Азия также пока обходится без штормовых предупреждений. Китайский регулятор сдувает кредитный пузырь и поддерживает рост своей экономики. Япония традиционно ищет пути по выходу из дефляционной ловушки. Развивающие страны борются за рост и переваривают последствия решения ОПЕК.
Лишь Европа сейчас в антракте после греческой трагедии, которая покажется увертюрой со своим вкладом в размере 1,7% ВВП, если итальянские страсти политиков начнут полыхать вместе с банкротством банковской системы. Как-никак доля ВВП Италии — 15,8% в еврозоне. И тогда страшный сон о выходе страны из еврозоны, независимость итальянских земель и паралич банковской системы самого Евросоюза станет явью. Впору будет вспоминать опыт Джузеппе Гарибальди и труды Никколо Макиавелли.