К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Спасение Греции: в чем слабость плана еврогруппы

Фото Reuters
Фото Reuters
Новое соглашение не отвечает на вопрос о том, как греческая экономика вернется к росту

Соглашение по Греции, достигнутое главами государств еврозоны, скорее всего, приведет лишь к более или менее длительной отсрочке решения вопросов: частного — о поддержке Греции и сохранении ее в еврозоне, и более глобального — о европейском бюджетном и социальном единстве.

Согласованная в ходе 17-часовых переговоров программа помощи по ключевым параметрам существенно отличается от обсуждавшейся две недели назад и отвергнутой на референдуме 5 июля. Программа стала более объемной — страна получит за три года финансовую помощь в размере €86 млрд (еще весной обсуждалось €35 млрд и программа на один год), которые ей дадут ЕС и МВФ.

Частично это результат шантажа со стороны Греции, частично — выросшая потребность в деньгах из-за необходимости рекапитализации греческих банков после двухнедельных «каникул».

 

При этом шараханье греческих политиков в последние месяцы привело к встраиванию в программу дополнительных механизмов защиты кредиторов. На этом настаивали прежде всего Германия и страны Северной Европы. Требования по сокращению госрасходов увеличены с €12 млрд до €13,5 млрд в год, программа вступит в силу при условии ратификации ее греческим парламентом до вечера среды. Повышение пенсионного возраста и отмена налоговых льгот должны быть запущены немедленно. Наиболее жестким выглядит требование залога — будет создан специальный фонд объемом в €50 млрд, куда внесут государственные активы, предназначенные для приватизации. Заниматься продажей будут внешние управляющие. Подобные схемы применялись великими державами в XIX веке в отношении таких стран, как Турция или Мексика. В современном мире такая практика неизвестна. Кроме того, программу должны утвердить парламенты ряда других стран Евросоюза.

Само по себе принятие программы, безусловно, важный шаг для еврозоны, демонстрирующий реальные приоритеты руководства ЕС и Греции. Даже популисты были вынуждены идти на большие уступки под угрозой тотального банковского кризиса и невозможности открыть банки. Вброшенные в СМИ идеи «временного выхода из еврозоны» хотя и выглядели переговорной страшилкой, показали, что в ЕС обсуждаются процедуры выхода страны из валютного союза и вполне возможно они будут формализованы в обозримом будущем.

 

Но реализовать программу будет далеко не просто.

Во-первых, политическая ситуация в Греции крайне неустойчива, раскол правящей лево-популистской коалиции может быть вопросом недель и месяцев, он особенно вероятен после завершения острой фазы банковского кризиса. Несмотря на потерю поддержки ряда депутатов, Ципрас, скорее всего, добьется одобрения программы парламентом, но принятие  дальнейших решений, необходимых для ее реализации, уже под вопросом. Во-вторых, достаточность ассигнованных на рекапитализацию банков €25 млрд также неочевидна. После открытия банков логично ожидать продолжения оттока вкладов, а ограничения на движение капитала и снятие средств сохранятся весьма продолжительное время. В-третьих, приватизация активов за их реальную стоимость дело весьма трудоемкое и политически опасное. Стоимость залога всегда подвижна, а тем более в данном случае, когда греческие компании выставят на продажу по специальной процедуре. Поэтому новости из Греции по поводу местной версии «залоговых аукционов» будут радовать нас регулярно.

Соглашение не отвечает на вопрос о возможности создания условий для роста греческой экономики.

 

Скорее всего, она вновь начнет схлопываться, а эмиграция станет основным инструментом для снижения безработицы. Повышение налогов только усугубит этот процесс. Евросоюз отказался обсуждать вопрос о дополнительной рассрочке выплат долга. Достаточно обоснованные расчеты МВФ, показывающие необходимость списания части долга, скорее всего, и дальше будут использоваться сторонниками облегчения положения Греции.

Сама же драма вновь ставит на повестку дня активно обсуждавшийся в 2008-2009 и 2010-2012 гг. вопрос об укреплении европейского единства не только на уровне финансового и валютного регулирования, но и в сфере налоговой и социальной политики — с передачей существенной части полномочий на уровень ЕС, превращения ЕС из сложной конфедерации в более жесткую федеративную структуру — по примеру США или Бразилии. Последние пару лет эти вопросы откладывали, но нынешний раунд греческого кризиса может стать хорошим стимулом к ним вернуться.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+