4 декабря в Италии пройдет референдум по конституционной реформе – а это еще один политический риск, влияющий на рынок. По оценкам социологов, значительное количество итальянцев собираются проголосовать против реформ. И таких участников референдума немного больше, чем сторонников реформ.
Референдум станет не столько голосованием по вопросу о целесообразности ратификации новых законов о сенате (а именно он вынесен на референдум), сколько выражением отношения итальянцев к нынешнему политическому режиму. С моей точки зрения, ответ «нет» на итальянском референдуме станет еще одним ударом по status quo Европейского Союза и определенно негативно повлияет на рынок: евроскепсис в сильных экономиках Европы (Нидерланды, Великобритания) не несет в себе таких явных финансовых рисков, как евроскепсис в проблемных странах, ведь речь идет не о том, что кто-то упустит выгоду или будет вынужден перенести офис в другую страну (как во время голосования по Brexit).
В случае с Италией речь идет о том, что в какой-то момент Еврокомиссия или ЕЦБ могут потерять контроль за финансовой политикой ключевой страны-должника ЕС. Италия помимо зашкаливающего суверенного долга, обладает банковским сектором, нагруженным проблемными долгами домохозяйств на сотни миллиардов евро. А это по размеру совсем не Дойче Банк, а проблему куда более серьезная. Она затронет несколько крупнейших европейских банковских конгломератов очень тесно взаимосвязанных со всеми европейскими и многими мировыми банковскими группами. В этом смысле расширение спреда по облигациям на фоне намеченного референдума показывает, что рынок вполне обоснованно обеспокоен вероятным результатом волеизъявления граждан Италии. Спред доходности по 10-летним немецким и таким же выпуском итальянских бумаг расширяется.
На облигации Италии заметно повлияло избрание Дональда Трампа президентом США - неожиданная победа вызвала резкий рост доходности по облигациям стран еврозоны. Так, доходность по итальянским 10-летним гособлигациям выросла на 30 базисных пунктов - а это достаточно много. Доходность по 5-летним облигациям показала рост на целых 42 базисных пункта, т.е. почти удвоилась с момента избрания Трампа президентом США 08 ноября. В результате мы видим, что облигации, которые могут продаваться по программе количественного смягчения (QE) ЕЦБ, в настоящее время имеют наивысшую доходность за время, прошедшее с марта этого года. Совет управляющих ЕЦБ на заседании 8 декабря должен принять решение о том, продлевать или нет программу скупки активов на €80 млрд ежемесячно.
По данным источников Reuters, программа почти наверняка продолжится и после марта. При этом ЕЦБ в настоящее время проявляет гораздо большую гибкость, позволяющую ему продлить программу купли-продажи активов, не внося при этом радикальных изменений в свои правила. Риск кредитного спреда между 10-летними гособлигациями Италии и Испании вырос с нуля до 58 базисных процентных пунктов (б.п.п.), а по немецким 10-летним гособлигациям — с 19 до 37 б.п.п.
Как сообщает Reuters премьер-министр Италии Маттео Ренци дал понять, что не покинет свой пост в случае провала референдума. Перспектива отставки Ренци повергла рынки в трепет – в основном из-за обеспокоенности по поводу такого последствия, как всеобщие выборы (и возможности победы на них «Движения пяти звезд», призывающего к выходу Италии из Еврозоны). Поражение Ренци могло бы стать роковым событием, но дело в том, что выборы в этом случае стали бы неизбежными – хотя бы из-за отсутствия закона, требующего их проведения. Недавно появились слухи о том, что если Ренци проиграет, но не уйдет в отставку, то в игру вступит Сильвио Берлускони, который надавит на свои рычаги и поможет ему провести новый (реформаторский) закон о выборах.
Это позволило бы изменить правило так называемого "бонуса" в виде дополнительных мест в парламенте. При существующем соотношении сил на выборах «Движение пяти звезд» не имеет шансов получить в парламенте большинство и получить «бонус» в виде дополнительных мест. В обмен на поддержку Берлускони может потребовать проведения всеобщих выборов - на этот раз по предложенным им правилам – в I или II квартале 2017 года. В этом случае – если реформаторский закон о выборах будет принят – я сомневаюсь, что «Движение пяти звезд» получит в парламенте большинство. Скорее, можно ожидать, что к власти в Италии будут продолжать приходить слабые и «короткоживущие» правительства, нескончаемую череду которых мы наблюдаем с конца Второй мировой войны.
Но, как показали референдум в Великобритании и выборы президента в США, вероятность победы евроскептиков в Италии остается на весьма высоком уровне, хотя пока и не воспринимается серьезно большинством инвесторов и аналитиков. Напротив, невнимание и несерьезное отношение к таким как бы «невероятным» событиям является тем ресурсом, на котором такое событие может стать реальностью. А в этом случае, мы пока этого не осознаем, но именно это волеизъявление итальянцев вполне может стать той фишкой домино, падение которой запустит цепную реакцию с самыми невероятными последствиями, которые по своим масштабам выйдут далеко за пределы уже всей европейской финансовой системы