К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Почему освобождение Ходорковского — не только повод для поздравлений

фото Getty Images
фото Getty Images
Этот шаг говорит не о милосердии российского президента, а скорее об ослаблении российской экономики: мнение Сергея Гуриева

Сергей Гуриев — автор Forbes с 2006 года — перестал писать колонки после отъезда из России. Но поскольку освобождение Михаила Ходорковского  особый случай (в том числе и потому, что с третьим делом ЮКОСа был связан переезд автора во Францию), мы попросили бывшего ректора РЭШ написать об этом. Он любезно согласился.

Освобождение Михаила Ходорковского — это не только повод для поздравлений и празднований, это и интеллектуальный вызов. Я не говорю о том, почему Ходорковского отпустили и почему именно сейчас. В конце концов, так или иначе об этом мы рано или поздно узнаем — хотя, возможно, скорее поздно, чем рано. Гораздо более интересный вопрос — это последствия освобождения.

Много лет подряд аналитики говорили о том, что, пока Ходорковский в тюрьме, бессмысленно пытаться убедить инвесторов в том, что российский инвестиционный климат улучшается. Но его освобождение не привело ни к существенному росту курса российских акций, ни к резкому притоку капитала. В чем же дело? Банальный ответ: освобождение Ходорковского — это необходимое, но не достаточное условие. Близко к этому и другое объяснение: разрушить доверие можно быстро, а вот восстанавливать его придется долго.

 

Но в данном случае все, к сожалению, гораздо проще: Россия слишком давно не посылала инвесторам позитивных сигналов, и вернуть их доверие за один день у государства не получится.

Во всем мире инвесторы любят скорее хорошие, чем плохие новости. Все мы помним, как после страновых дефолтов инвесторы, которые клялись больше не давать банкротам в долг, через год или два опять вкладывали деньги в облигации тех же стран. Более того, раз уж речь идет о ЮКОСе: инвесторы, которые уже покупали «Юганскнефтегаз» как часть бизнес-империи Ходорковского, были рады заплатить за актив еще раз — через покупку акций «Роснефти» в 2006 году почти по верхней границе коридора.

 

Оптимизм инвесторов — это нормальное качество человеческой природы. Всем нам хочется жить в мире, где стоимость нашего портфеля растет. Время от времени нам приходится расплачиваться за оптимизм, инвестиционные банки и фонды увольняют сотрудников, на их место приходят новые — и во время следующей волны роста уже они верят в хорошие новости и доказывают другим, что «теперь все иначе», теперь акции будут только расти и есть целый ряд новых факторов, обуславливающих невозможность корпоративных и страновых дефолтов.

Предрасположенность инвесторов к оптимизму лишь подчеркивает, насколько много в последние годы сделали российские власти для уничтожения инвестиционной привлекательности российских активов. Сегодня цены на нефть высоки, российский бюджет сбалансирован, у России почти нет суверенных долгов и есть большой Стабилизационный фонд. Почему же мы наблюдаем отток капитала и аномально низкие цены российских акций? Видимо, потому что инвесторы понимают, что российское благополучие  неустойчиво. Бюджетное правило могут в любой момент отменить (как, например, отменили накопительные пенсии), Фонд национального благосостояния собираются раздать для поддержки отдельных отраслей, госкомпаний и Украины. Наконец, история Ходорковского оказалась не единственной — в слишком многих случаях инвесторы потеряли слишком много денег вследствие того, что их активы понравились «бизнесменам», связанным с властью.

Тем не менее нет ни одного инвестора в Россию, который не был бы рад освобождению бывшего владельца ЮКОСа. Даже Билл Браудер, который вместе с другими миноритариями серьезно пострадал от действий Ходорковского и партнеров до того, как ЮКОС решил стать прозрачной компанией, тот самый Билл Браудер, который публично приветствовал арест Ходорковского в 2003-м, в декабре 2013-го выпустил специальное заявление с поздравлениями и выражением сочувствия Ходорковскому. Но не случайно в этом заявлении не сказано ни слова про улучшение инвестиционного климата. Слишком много у Браудера — в свое время крупнейшего портфельного инвестора в Россию — накопилось вопросов к Путину.

 

Освобождение Ходорковского — это действительно очень хорошая новость. Но за один день нельзя заставить инвесторов забыть ни 10 лет его страданий, ни миллиарды долларов их потерь. Каждому инвестору очень хочется быть оптимистом — тем более по отношению к рынку с таким большим потенциалом роста. Но в последние годы — и особенно в последние пару лет — Россия сделала слишком много для того, чтобы уничтожить поводы для оптимизма и убедить инвесторов в том, что российские власти заинтересованы не в экономическом росте, а в сохранении статус-кво. Большинство инвесторов полагают, что сегодняшняя власть является ключевым бенефициаром системной коррупции и не собирается ничего менять.

Поэтому освобождение Ходорковского может быть даже плохой новостью с точки зрения экономических перспектив России.

Ведь в этой парадигме Путин не может освободить Ходорковского из милосердия или желания восстановить справедливость. Освобождение Ходорковского всего лишь означает, что, кто бы из западных лидеров ни заставил Путина его освободить, он посчитал российского президента уязвимым, так как экономическая мощь России слабее, чем казалась. Как ни парадоксально, но для некоторых инвесторов освобождение Ходорковского — это сигнал того, что ситуация с оттоком капитала, замедлением роста, снижением инвестиций гораздо серьезнее, чем выглядит снаружи.

Разубедить таких скептиков очень просто — надо показать, что власть выступает с позиции силы, а не слабости. Надо выполнить «майские» указы Путина, провести обещанные реформы, уволить всех скомпрометировавших себя чиновников и судей, отпустить всех оставшихся политзаключенных и провести честные выборы. Новый год покажет, в какой степени власти считают себя сильными или слабыми. Но в любом случае остается пожелать Михаилу Ходорковскому здоровья и счастья, а инвесторам в Россию — терпения и удачи!

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+