К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новый курс: как государство будет выводить бизнес из офшоров в 2014 году

Новый курс: как государство будет выводить бизнес из офшоров в 2014 году
Российские власти последовательно сокращают возможности налоговой оптимизации. Осталось устранить избирательность мер правоприменения

Курс на деофшоризацию президент Владимир Путин провозгласил еще в прошлом послании Федеральному собранию, а год спустя довольно критически оценил результаты деятельности правительства по решению проблемы. Кроме того, в последнем послании глава государства предложил еще ряд мер для стимулирования отказа от широкого использования иностранных юридических лиц российскими собственниками и бизнесом.

Метод кнута и пряника

Похоже, критики, называвшие выступление Путина в 2012 году «пустой риторикой», сильно ошибались.

Нужно отдать президенту должное: политика государства в отношении офшоров в этом году отличалась достаточной последовательностью и предсказуемостью, хотя многие и не хотели (и не хотят) верить в существование конкретной антиофшорной программы.

 

Сначала в феврале экспертным управлением кремлевской администрации была представлена мягкая программа деофшоризации. Она содержала общие контуры задач, которые требовалось решить. В то же время конкретных механизмов прикладного характера не предлагалось.

В марте на Кипре — главном офшорном партнере России — произошел банковский кризис. Были поставлены под вопрос ранее незыблемые для любого офшора гарантии защиты частной собственности — в частности, банковских вкладов нерезидентов. Кипр произвел «стрижку депозитов» двух крупнейших банков страны.

 

Теперь в Евросоюзе никто не застрахован от повторения подобного сценария «оздоровления» национальной банковской системы.

Уже в апреле программа деофшоризации коснулась российских чиновников, им было запрещено иметь банковские счета за рубежом. С недвижимостью пока разрешили повременить, однако нельзя исключать, что в будущем чиновники потеряют и эту возможность.

В июне президент подписал серьезный пакет поправок в ряд законов, направленный на усиление противодействия отмыванию денежных средств с использованием банков, на борьбу с созданием и использованием фирм-однодневок. Кроме того, в российском законодательстве появилось понятие «бенефициарный собственник», которое до сих пор вызывает множество вопросов с точки зрения его использования на практике. А с 1 июля Россия стала на год председателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

 

Сентябрьский саммит в рамках председательства России в «большой двадцатке» позволил включить российскую политику в контекст мировой борьбы с офшорами и международным налоговым уклонизмом. G-20 поддержала и развила основные направления совместной деятельности по координации сотрудничества национальных налоговых администраций. И не нужно забывать, после вступления в ВТО Россия серьезно нацелена попасть и в ОЭСР. В клубе богатых стран свои правила, включая налоговые, которые, правда, не по душе бедным и развивающимся государствам. Но кто их будет спрашивать… Судьбой своих бывших колоний Великобритания уже озаботилась. Любимые россиянами и самые дешевые по стоимости услуг Белиз и Сейшелы в конце года ввели обязанность сдавать отчетность и предоставлять актуальную информацию о бенефициарах.

«Отмыться» стало труднее

В конце июня президент подписал закон  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». Еще на стадии законопроекта он вызвал серьезные дискуссии в Думе. И это объяснимо.

Закон обязал банки сообщать об открытии или закрытии счетов физических лиц (не являющихся индивидуальными предпринимателями) и изменении их реквизитов в течение трех дней с момента открытия/закрытия счетов и/или изменения реквизитов. А налоговые органы на основании письменного запроса за подписью руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (и его заместителей) ФНС России вправе без обращения в суд получать от банков справки и выписки по счетам физлиц.

Важно заметить, что с этого момента институт банковской тайны в России перестает быть гарантией для всех без разбору.

По сути, государство, которое «порождает» в лице законодателя и в последующем гарантирует защиту информации в рамках режима института банковской тайны, теперь говорит, что режим банковской тайны будет работать только для капиталов:

 

(i) полученных из законных источников,

(ii) не являющихся производными от преступных доходов,

(iii) находящихся во владении и под контролем фактического собственника (теперь «бенефициарного владельца»), если иное не противоречит закону или интересам государства.

По мнению государства, институт банковской тайны не должен являться:

 

(i) способом защиты интересов лиц, деятельность которых направлена против общества и государства, то есть способом злоупотребления правом,

(ii) препятствием для надлежащего осуществления органами государственной власти своих обычных функций, например по сбору налогов.

Данная мера является революционной и была введена в современное российское законодательство впервые. Она позволяет государству в рамках контрольной работы соотнести декларируемые доходы физлиц с их фактическими расходами, используя информацию о движении средств по банковским счетам, и выявить злоупотребления или правонарушения.

Налоговый антиофшорный курс

Уже в декабре, сразу после прозвучавшей в послании критики президента, Минфин отрапортовал о планах дальнейшего наступления на офшоры в 2014 году. Основой курса названа необходимость введения в законодательство о налогах и сборах новых критериев для определения налогового резидентства юридических лиц. Пока российские налоги обязаны платить российские организации, т. е. компании, зарегистрированные в стране. После введения новых правил налоги станут обязаны платить также и любые иностранные компании, в отношении которых будет установлено и доказано, что они эффективно контролируются и управляются из России ее налогоплательщиками.

 

Вторым столпом нового курса определено введение правил о налогообложении контролируемых иностранных компаний. В классическом виде в странах с развитой рыночной экономикой эти правила направлены против злоупотреблений крупнейших налогоплательщиков, таких как Apple, Google или Starbucks. Но с учетом российской действительности речь может пойти и об отнесении прибыли контролируемых иностранных компаний к прибыли физических лиц, которые избегают налогообложения в России путем «конвертации» доходов в доходы своих компаний. Совсем недавно налоговая служба вносила подобный проект, который, однако, не был поддержан Минфином.

Наконец, третьим столпом должно стать появление в законе понятия «бенефициарный собственник» или «лицо, имеющее фактическое право на доход», где слово «фактическое» является центральным. К сожалению, сейчас многие путают понятие «бенефициарный владелец» из антиотмывочного закона с налоговым содержанием понятия «бенефициарный собственник». Выявление таких лиц должно обеспечиваться в будущем усиливающимся обменом информации между странами, а также объявленных во многих государствах созданием открытых реестров бенефициаров компаний и трастов. Например, на Кипре до конца февраля 2014 года все трасты подлежат обязательной регистрации.

В этой связи нельзя не вспомнить, что в России готовится закон о ратификации многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам, на основании которой уже 64 государства надеются начать обмениваться на автоматической и спонтанной основе налоговой информацией. Кроме того, до 20 января 2014 года Минфин должен внести в правительство проект соглашения с США о совершенствовании международного механизма контроля за соблюдением налогового законодательства, которое необходимо для выполнения Россией требований американского закона FATCA — он направлен на борьбу с американскими налоговыми уклонистами, но фактически носит международный характер.

Крупный бизнес смирился

Самые известные компании России очень быстро откликнулись на призыв президента уйти из офшоров. «Русал», «РусГидро» и КамАЗ объявили о прекращении использования офшоров уже до конца 2014 года. Единственной российской компанией, которая посетовала на невозможность функционирования без офшоров стал контролируемый государством «Совкомфлот». Известный судовладелец в качестве основной причины предъявил, как обычно, претензии к непомерному налоговому бремени и российскому судовому реестру, хотя понятно, что центр образования прибыли и владения активами компания перенести в Россию может.

 

Кроме бизнеса в деофшоризацию включились общественно-политические движения и региональные власти. Например, губернатор Московской области Андрей Воробьев обратил внимание на серьезную концентрацию офшорных собственников в Одинцовском, Истринском, Красногорском, Дмитровском районах, а также в Домодедово и Мытищах.

Цели деофшоризации

Итак, чего же власть хочет от бизнеса и народа? Если ты живешь в России и зарабатываешь в России, то заплати налоги со своих доходов в российский бюджет. Если ты владелец завода или нефтяной вышки на территории России, контролируй и управляй ими тоже из России, если ты проживаешь в стране.

С одной стороны, вроде, все логично и бесспорно. По закону. С другой, никому не по нраву избирательность мер правоприменения.

Кому-то можно, а кому-то нельзя.

 

Когда ты в кругу тех, кому можно, тебя, разумеется, все будет устраивать. В принципе, налоговые ставки в России не так велики, как у некоторых членов ОЭСР, только это имеет значение, когда налоги платят все и все живут по одним правилам, которые никем не могут игнорироваться.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+