Присяга родине. Долларовые миллионеры Китая жертвуют свой бизнес государству
В России мало знают о Китае в целом и о бизнесе Поднебесной в частности. Многие российские китаисты, обожающие эту страну, прикладывают неимоверные усилия к изучению сложнейшего языка и древней культуры, могут хорошо понимать, каким был Китай в древние времена и до начала реформ Дэн Сяопина, но, к сожалению, не всегда имеют достаточно полное представление о современном Китае.
Я 10 лет возглавлял российско-китайский деловой совет, много раз бывал в Китае и часто общался с китайскими предпринимателями разного уровня и поэтому составил себе о них достаточно предметное мнение.
Для начала напомню, что в Китае больше миллиона долларовых миллионеров. И, строго говоря, все они, развивая свое дело, не чувствуют себя владельцами собственности. Они часть большой страны, народа, который, как им кажется, дал им эту собственность, для того чтобы они ею управляли и развивали ее. Но в любой момент, когда «прозвучит труба», все как один встанут в ряд и добровольно принесут ее на «алтарь Отечества». Это касается и тех китайцев, которые живут за рубежом, — они все чувствуют себя частью великого народа. Во всяком случае все так говорят.
Один очень крупный китайский предприниматель мне рассказывал: «Мы с партнерами решили, что доли в нашей компании мы завещаем государству, мы все от него получили — ему все и отдадим». На мой вопрос, а как же семья и дети, он ответил, что у детей свой «путь» (с точки зрения буддизма). Возможно, они не были рождены для бизнеса, поэтому не смогут правильно управлять им и развить дальше семейное дело. Более того, они могут даже стать несчастливы, ведь собственность принесет им проблемы.
Кроме того, у китайцев совершенно другая этика. Они могут быть веселыми, выпивать с тобой, что они и делают очень охотно, хлопать тебя по плечу и называть другом. Но никаких моральных связей, привязанностей, обязательств это для них не несет. Только жесткий расчет. Китайцы всегда делают только то, что выгодно им сегодня и сейчас, иногда даже не просчитывая будущее, и в перспективе себе в ущерб.
Говорят, что сейчас многие китайцы впитывают западную культуру, которая им ближе. Но я в этом не совсем уверен. Конечно, я встречал ряд частных крупных компаний, которые ведут дела в западном стиле и которым присуща корпоративная культура Уолл-стрит. Однако, по моему ощущению, таких единицы. В основном большинство компаний по-прежнему очень китайские по сути, даже те, которые располагаются в небоскребах Шанхая или Даляня.
Отчасти поэтому в роскоши китайцы могут дойти до самых крайних форм, которые невозможно представить в Западной Европе. Но и масштаб в Китае определенно другой. Китайцам не чужда коррупция, хотя наказанием за нее может быть смертная казнь. Они воспринимают это довольно спокойно.
При этом масштабы изменений, произошедших в Китае за последнее время, объемы инвестиций в производство и жилищное строительство и способность китайцев за несколько месяцев строить не только огромные фабрики, но и города, обычно сносят голову любому заезжему россиянину. Причем строительство финансируется за счет дешевого государственного кредитования. Вот чему надо было бы поучиться нашему правительству — активной поддержке инвестиций и созданию условий для бизнеса. Тогда, возможно, и Россия смогла бы взять темп китайской экономики.
А пока китайцы относятся к нам скорее с жалостью, переходящей в презрение. Что же ты, наш «старший брат», сделал со своей великой страной? Теперь смотри на своего «младшего брата» и учись.
Языковой барьер также является большой проблемой для российско-китайского сотрудничества. Наши языки очень сложные, нюансные и живые. Прибавьте сюда особенности китайских диалектов. Именно поэтому я рекомендую пользоваться английскими переводчиками. Английский язык простой и как универсальный код лучше всех подходит бизнесу, которому нужны не тонкости, а четкие термины. Такой подход практически исключает разные толкования, которые могут вас сильно подвести в бизнесе.
И напоследок скажу о своем личном опыте. У нас был план развития проекта «Абрау-Дюрсо» в Китае, прошли сотни переговоров, мы подписывали соглашения с разными партнерами, но воз и ныне там. Да, у многих предпринимателей получилось удачнее. Просто китайцы не любят шампанского. Пока.